Неговорящие дети с ДЦП могут научиться общению
×

Неговорящие дети с ДЦП могут научиться общению

24.12.2021
Неговорящие дети с ДЦП могут научиться общению

Навыкам коммуникации с помощью специальных средств и способов их учат в Развивающем центре для детей с ДЦП «Елизаветинский сад» Марфо-Мариинской обители. Сад в декабре отметил десятилетие. Здесь все эти годы даже неговорящих детей учат общаться. Когда ребенок получает возможность поделиться с близкими своими желаниями и рассказать о потребностях –  меняется жизнь всей семьи.

Отвечает за данное направление логопед, специалист по альтернативной коммуникации Анна Евгеньевна Медведева.

– Анна Евгеньевна, в Елизаветинский сад приходят дети со средней и тяжелой формами ДЦП. Правда ли, что всех этих детей Вы можете научить общаться?

– Большинство детей, которые посещают наш центр, не могут говорить. Либо их речь сильно нарушена, смазана и малопонятна окружающим людям. И таких детей действительно можно и нужно научить общаться для того, чтобы они могли взаимодействовать с внешним миром и влиять на свою жизнь.

И в этом заключается одна из наших главных задач – найти, подобрать тот способ коммуникации, который доступен конкретному неговорящему ребенку.

Есть профессиональный термин – альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК).

Дополнительная коммуникация нужна в том случае, когда у ребенка есть речь, но она не очень понятна, и мы можем ее помочь ее дополнить.

Альтернативная коммуникация– это по сути язык для ребенка. У нас с вами есть речь, а у ребенка будет другой способ общения – например, жесты или эмоции, мимика, движение тела, специальные коммуникативные кнопки и коммуникаторы, на которые записывают слова и фразы, и они становятся голосом ребенка, айтрекеры, позволяющие управлять компьютером с помощью взгляда.Способов общения на самом деле много, и ребенок может освоить сразу несколько из них.Мы, когда разговариваем, тоже подкрепляем свою речь жестами, мимикой. Дети могут делать точно так же. Они могут использовать несколько жестов, и при этом основным способом коммуникации будут, например, графические символы.

Если коротко, то дополнительная и альтернативная коммуникация (АДК) – это все способы общения, помимо речи.

1.jpg

– С помощью каких средств Вы учите детей общаться в Елизаветинском саду?

– В нашем центре мы стараемся использовать практически все средства и способы, которые на сегодняшний день доступны неговорящим детям. Некоторые из них всегда доступны ребенку – это его тело, эмоции, мимика, жесты. Но из-за двигательных нарушений нашим детям такая система не во всем может быть доступна, поэтому мы разрабатываем индивидуальную систему жестов под индивидуальные возможности каждого ребенка. У кого-то получается наклонить голову,у кого-то – поднять руку или ножку. И тогда мы пытаемся закрепить определенное «послание» за данным жестом. Для этого создается специальная тетрадочка, где записывается язык жестов для ребенка. Например, поднять ножку – будет означать, что ребенку нужно в туалет.

Также у нас есть различные коммуникативные кнопки. Например, на кнопку можно записать простую фразу – «привет» или «Света, подойди ко мне». И ребенок может нажать на нее любой частью тела, которой ему удобно, например, головой, щекой, рукой, носом. И кнопка озвучит за него то, что он хочет сказать.

Ребенок может таким образом поздороваться, попрощаться, позвать воспитателя. Но конечно, каждый альтернативный способ общения зависит в первую очередь от нас, от взрослых, потому что и кнопки, и графические карточки-символы готовит для ребенка взрослый и выбирает для него «словарь».

Часто думают, что система айтрекинга – управление компьютером с помощью взгляда – это своего рода панацея для детей с ДЦП. На это не так. В саду есть дети, которые используют данный вид коммуникации, но он доступен не всем. Иногда ребенку проще использовать карточки в бумажном варианте, если он может их сам потрогать, приклеить или оторвать.

hb_eds_9-127.jpg

Как выстраивается эта работа, с чего вы начинаете?

– Ребенок приходит к нам и, учитывая его медицинский анамнез, в первую очередь – возможности зрения, мы знакомимся с карточками, на которых изображен распорядок дня. Недавно к нам пришел новый мальчик – Саша. Начался период адаптации. Ребенок переживал, не мог понять, когда придет мама. Хотя было видно, что ему нравится в саду, он улыбался, но при этом расстраивался в течение дня, так как пока не привык оставаться без мамы.

Открывая расписание дня, в котором есть игра, прогулка, обед и пр., воспитатель показывал Саше, что очень скоро будет последняя карточка – «домик», она означает, что за ним придет мама. Расписание дня помогло ребенку начать общение с воспитателем. Когда Саше показывали карточку, например, с изображением прогулки, то мальчик отрывал карточку-домик и настаивал на том, что сейчас он пойдет домой.

Это на самом деле высшее проявление коммуникации. Очень здорово, когда ребенок имеет собственное мнение и у него есть инструмент, чтобы поделиться с нами своими желаниями и повлиять на ситуацию.   воспитатель учит договариваться, объясняет, что сначала будет прогулка, а потом он отправится домой. Так, контакт был найден быстро.

Иногда вместо домика в расписание мы ставим фотографию мамы или папы, что тоже помогает нам и в период адаптации, и в целом в общении. Воспитатель поясняет, что сейчас мы будем обедать, спать, а потом обязательно придет мама.

eds-210.jpg

– Расскажите о последних достижениях, чему научились дети и как им это помогает?

– Один мальчик научился выбирать «любимое» и «нелюбимое». Раньше он просил необходимую игрушку с помощью плача, но это не самый подходящий способ коммуникации. Лучше, чтобы ребенок был спокойным. Сейчас он научился выбирать нужные ему игрушки с помощью коммуникативных кнопок.

А мальчик, который использует айтрекер и управляет компьютером с помощью взгляда, недавно взглядом выбирал нужные графические символы – так он писал письмо Деду Морозу. Он сказал, что мечтает,  чтоб было много сладостей и подарков. То есть сам выбрал, что хотел!



Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители — в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель милосердия», в группе в Facebook, VK и аккаунте в Instagram.

Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку.

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru