Статья психолога Елизаветинского детского сада (АНО ММДЦ) Маргариты Станиславовны Труновой.
О проекте. В данной статье мы рассмотрим понятие «игра», классификации игр и их роль в жизни ребенка. Это небольшая часть теории, которая позволит нам структурировать свои знания об играх. В следующей статье будут прописаны рекомендации по играм с детьми с ДЦП. В дальнейшем мы познакомимся с играми, направленными на физическое развитие, развитие мелкой моторики рук, играми на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций, сенсорной системы, сюжетно-ролевые игры и коммуникативные игры.
Игра – это особая сфера человеческой активности, в которой не преследуется других целей, кроме получения удовольствия.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка. Причем, ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
По мнению советского психолога С.Л. Рубинштейна «игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития». Д.Б. Эльконин считал, что «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками; учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры; появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо». В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка).
Нэнси Финни в своей книге «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие» пишет: «Все дети любопытны и учатся не только тогда, когда играют в игрушки, – они исследуют всевозможные предметы, которые их окружают и дома, и на улице. Многие дети с церебральным параличом хорошо владеют руками в положении сидя, но то, что они не могут передвигаться без посторонней помощи, не позволяет им исследовать мир самостоятельно».
Для игр не обязательно специально выделять время, с ребенком можно играть в течение дня, в любых ситуациях. Играйте с предметами, которые вас окружают. Например, вы на кухне готовите обед. Посадите ребенка рядом, дайте ему кастрюлю и ложку, пусть он постучит ими друг о друга или об стол. Даже малыш с тяжелой формой церебрального паралича вполне может орудовать тряпкой, сидя в своем стульчике.
В ванной пусть ребенок поиграет с тазом, полотенцем или губкой. В спальне играйте с покрывалом: накройте ребенка, чтобы он сам из-под него выбрался.
В структуре игры выделяют несколько элементов – это тема («Больница», «Магазин»), сюжет (сценарий игры), роль (врач, продавец).
Содержание игры для разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом тоже меняется. Дети 2-3 лет многократно повторяют какое-то действие с предметом, например, качают куклу при игре в «Дочки-матери». Они поглощены самим процессом выполнения действий, им не всегда важен результат – для чего и для кого они это сделали. Для детей 4-5 лет важно не качание куклы при игре, а моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций (например, кукла плачет – я ее качаю, чтобы успокоить). Ребенок старшего дошкольного возраста преследует другую цель – соблюдение правил в игре («Я помыла им руки. Садимся за стол!»).
Существует множество классификаций игр. Рассмотрим следующую:
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
При помощи игры начинает развиваться произвольная память и внимание, что необходимо при поступлении в школу. В играх ребенок учится действовать не с самим предметом, а с его заместителем. Учится мыслить образно.
В игре происходит совершенствование физических навыков, ребенок осваивает различные движения, учится их координировать и согласовывать. С помощью подвижных игр дети познают свое тело, развивают ловкость, укрепляют мышечный корсет, что очень важно для детей с ДЦП.
Кроме того, игра способствует эмоциональному развитию. Ребенок учится сочувствовать кукле или сверстнику, поддерживать и жалеть их, радоваться и сопереживать. Играя, дети прорабатывают свои эмоциональные неурядицы – страхи, тревожность и агрессивность.
_________________________________________
Список литературы:
1. Нэнси Финни «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие»;
2. Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей до 1 года»;
3. Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей от 1 до 3 лет».