Дополнительная коммуникация для детей с ДЦП: из практики Елизаветинского детского сада Обители
×

Дополнительная коммуникация для детей с ДЦП: из практики Елизаветинского детского сада Обители

20.05.2022
Дополнительная коммуникация для детей с ДЦП: из практики Елизаветинского детского сада Обители

Уже более 10-ти лет специалисты сада занимаются реабилитацией детей с ДЦП. В Саду работают специалисты разных направлений – от инструкторов по лечебной физкультуре до эрготерапевтов. Важнейшая составляющая социализации детей с таким диагнозом– это коммуникативные навыки. В цикле статей рассказываем, что такое альтернативная дополнительная коммуникация (АДК) и как детей с ДЦП учат общаться.

Коммуникация – это важнейшая составляющая нашей жизни. Мы используем её для того, чтобы делиться нашими мыслями и чувствами, заводить друзей, учиться, помогать друг другу.

Мы используем визуальный контакт, язык тела, жесты, устную и письменную речь каждый день. Коммуникация – это возможность понимать и быть понятым другими.

Но некоторым людям для общения необходима помощь и специальные средства. Это может понадобиться ребенку, взрослому с церебральным параличом, аутизмом, множественными нарушениями и другими ограниченными возможностями, людям, перенесшим инсульт или тяжелые травмы. Тем людям, которые по разным причинам не могут использовать обычную речь.

Именно такие дети посещают Марфо-Мариинский центр для детей с ОВЗ «Елизаветинский сад». Для них специалисты подбирают индивидуальные средства, способы и системы альтернативной и дополнительной коммуникации, сокращенно – АДК.

При этом мы знаем, что нет какого-то универсального средства коммуникации, которое подойдет для всех. Очень часто приходится каждое найденное средство адаптировать индивидуально под каждого ребенка, опираясь на его сильные стороны.

lkhv2.jpg

Помимо диагноза ДЦП, у Вари есть проблемы со зрением. Девочка четко может видеть только основные цвета. Поэтому для расширения её возможностей в коммуникации специалисты включили некоторые предметные символы. В случае с Варварой АДК является не альтернативой звучащей речи, а именно дополнительным средством, которое помогает ей общаться в случаях, затрудняющих устное общение. Например, при работе с новым расписанием или в качестве визуальной поддержки на занятии. Первое время находясь в группе, Варвара очень нервничала, кричала, звала маму. Специалисты ввели в Варино расписание предмет «домик», который говорил девочке о том, что её скоро заберут, и она успокаивалась.

Адаптацией средств альтернативной и дополнительной коммуникации в «Елизаветинском саду» занимается специалист по социально-средовой адаптации (эрготерапевт) Светлана Аряпова. В начале каждого учебного года она изучает функциональные возможности каждого ребенка, интересы, на которые можно опереться, и запросы, которые озвучивает нам семья. И уже дальше все специалисты сада работают над внедрением в жизнь ребенка того или иного средства и способа АДК.


В следующих публикациях читайте о том, как в Елизаветинском саду детей с со средней и тяжелой формами ДЦП учат общаться.


При поддержке благотворительного фонда "Вклад в будущее"

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru