Директор "Елизаветинского сада" Татьяна Мышатина: Родители должны "провоцировать" своих детей на общение
×

Директор "Елизаветинского сада" Татьяна Мышатина: Родители должны "провоцировать" своих детей на общение

26.09.2017
Директор "Елизаветинского сада" Татьяна Мышатина: Родители должны "провоцировать" своих детей на общение

Развивающий центр для детей с ДЦП "Елизаветинский сад" – единственный детский садик в Москве, куда принимают детей с тяжелой формой ДЦП – тех ребят, которые не умеют или не могут говорить, чье взаимодействие с окружающим миром ограничено в силу физических особенностей организма. Директор "Елизаветинского сада" Татьяна Мышатина делится опытом как общаться с обычными особыми детьми. 

– Одна из важных целей нашего детского садика – научить ребенка взаимодействовать с внешним миром. Дети с ДЦП, как и простые дети, хотят играть, общаться, познавать мир вокруг себя. Нередко в сознании родителей лечение и реабилитация исключают любое социальное взаимодействие. А мы, в свою очередь, показываем, что жизнь не должна быть сосредоточена только на  болезни. Различные врачи, иглоукалывание, массаж – и, в результате, ребенок остается изолирован, он не общается с другими детьми.

Вряд ли мы дождемся, что особый ребенок, когда ему исполнится десять лет, подойдет к маме и скажет: "Мама, я хочу в театр" или "Мама, я хочу дружить с девочкой из соседнего района". А именно эта сторона жизни – та, которая касается отношений между людьми – важна для каждого из нас,  в первую очередь – для ребенка. И поэтому родители сами должны, скажем так, "провоцировать" своих детей на общение, учить их дружить, делится своими эмоциями и переживаниями.

Это ведь замечательно – сходить, например, на мюзикл вместе с другими ребятами (чаще всего – с "коллегами" по садику) или просто прогуляться по парку, вместе отдохнуть и провести время в кафе. На самом деле, для родителей это большая радость – увидеть, как твой особый ребенок учиться дружить, протянул руку другому ребенку, передал ему конфету или, даже наоборот, дернул за косичку!

В эти мгновения, когда нет необходимости думать о дальнейших процедурах, когда дети отдыхают с друзьями, родителям тоже радостно и весело! Они получают возможность включить ребенка в свой собственный мир, поделиться с ним своими интересами. Так, постепенно, их общение выходит за рамки "одел-накормил-отвез на процедуру".

С ребенком необходимо делиться информацией, пояснять ему свои действия. Причем не просто говорить с ним, но и получать обратную связь, т.е. брать во внимание собственное мнение ребенка. 

– По сути, такой подход очень важен при общении с любым ребенком, ведь нередко родители не слышат или не хотят слышать своих детей?

– Конечно, но если обычный ребенок в какой-то момент может топнуть ногой, сесть на пол, скажем, в магазине и закатить истерику, то в следующий раз мама призадумается, стоит ли повторять неприятную ситуации или все же можно постараться договориться. Обычный ребенок может сказать словами, что он хочет. Наши дети не могут говорить. Но с помощью определенных  методик можно научить их передавать свои мысли и переживания.

– Какие существуют способы общения с детьми, которые не могут говорить?

– Надо понимать, что общение, тем более в нашем случае – это не всегда человеческая речь. Общение – это коммуникация, способ донести или передать информацию. Мы стараемся подобрать для каждого ребенка оптимальную систему общения. Чаще всего, мы предлагаем родителям карточки альтернативной коммуникации PECS. Для некоторых детей больше подходит жестовая речь, а другие ребята могут общаться лишь взглядом.

Например, сейчас мы занимаемся сбором средств для приобретения так называемого ай-трекинга для нашего восьмилетнего подопечного Васи. Устройство распознает направление взгляда, что как раз и позволяет совершать любые действия на компьютере. А специальная программа-синтезатор преобразует набранные взглядом слова в звучащую речь. Представляет, Вася заговорит! Он очень живой, умный, любознательный и подвижный мальчик с отличным чувством юмора и потребностью изучать окружающий мир, делится своими эмоциями. Уже сейчас он с энтузиазмом выдумывает разные приключенческие истории, которые записывают наши воспитатели, правда, пока это занимает много времени. Вася любит общаться, причем даже с незнакомыми людьми, что нехарактерно для особых детей.

Беседовала Татьяна Энтина

Фотографии Татьяны Мышатиной из личной странички Instagram
Фото к статье с тестирования ай-трекинга Гришей, подопечным "Елизаветинского сада"

Фотографии
  • Директор "Елизаветинского сада" Татьяна Мышатина: Родители должны "провоцировать" своих детей на общение
  • Директор "Елизаветинского сада" Татьяна Мышатина: Родители должны "провоцировать" своих детей на общение
  • Директор "Елизаветинского сада" Татьяна Мышатина: Родители должны "провоцировать" своих детей на общение
  • Директор "Елизаветинского сада" Татьяна Мышатина: Родители должны "провоцировать" своих детей на общение
  • Директор "Елизаветинского сада" Татьяна Мышатина: Родители должны "провоцировать" своих детей на общение

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru