«Счастье – это когда тебя понимают…»
Статья специалиста Елизаветинского детского сада (АНО ММДЦ) логопеда-дефектолога Анны Евгеньевны Медведевой.
О проекте. Коммуникация – процесс обмена сообщениями между двумя и более собеседниками. Это происходит в тот момент, когда один человек посылает сообщение другому в речевой (вербальной) или неречевой (невербальной) форме.
Вербальная коммуникация – коммуникация с помощью речи. Невербальная коммуникация – общение с помощью других средств (вспомогательные устройства, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.).
При тяжелых формах ДЦП, многие дети не могут использовать речь, как коммуникацию, в силу неврологической патологии. Это ограничение влечет за собой много проблем. Каждому человеку хочется быть понятым, и ребенок не исключение, поэтому невозможность выразить свои желания влияет на становление личности в целом. Необходимо вовремя понять ребенка и дать ему возможность освоить и общаться через свой способ коммуникации.
Альтернативная аугментативная (дополнительная) коммуникация (АКК) – это все способы общения, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. В случаях, когда у человека есть потребность и возможности выразить свои идеи, но не хватает средств, используются способы дополнительной коммуникации.
К основным видам альтернативной коммуникации относят:
-
использование специальных адаптированных коммуникаторов,
-
жестовый язык,
-
применение системы PECS (коммуникационной системы обмена картинками),
-
компьютерные программы, адаптированные мыши, клавиатура, кнопки и мн. др.
-
глобальное чтение,
-
графические символы (включают в себя все символы изображения),
- предметные символы.
Также могут использоваться различные комбинированные системы.
Специалисты часто сталкиваются с тем, что родители с опаской относятся к предложению использовать карточки или другую систему альтернативной коммуникации, считая, что подобный способ взаимодействия лишает ребенка потенциальной возможности заговорить.
В первую очередь, самое главное то, что с помощью любой из систем коммуникации — ребенок может обрести свой индивидуальный язык. Он получает инструмент, с помощью которого сможет общаться с окружающим миром, познавать его, донести до близких, что он хочет и в чем нуждается, и даже поделиться своими эмоциями.
Родителям важно понять, что применение системы альтернативной коммуникации не значит, что ребенок не сможет в дальнейшем пользоваться речью. Карточки, коммуникаторы, кнопки – это способ общения и в тоже время вспомогательное средство, ускоряющее возможность освоить речь. Если у ребенка есть возможность и способности, чтобы заговорить – использование дополнительных средств коммуникации только ускорит возникновение вокальных просьб, а также процесс освоения речи. В настоящее время научно доказано, что при серьезных задержках речевого развития альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует ее развитию, а не просто заменяет собой речь.
В основе коммуникации лежат следующие умения ребенка:
-
умение быть внимательным;
-
умение подражать;
-
умение играть;
-
умение соблюдать очередность;
-
умения жестикулировать, совершать движения телом – способность использовать движение рук, тела, лица, для передачи сообщения;
-
способность понимать чувства людей, ситуацию и речь;
-
и только потом умение «говорить».
В нашем Центре мы используем различные формы альтернативной коммуникации, учитывая индивидуальные особенности детей. Для выбора системы дополнительной коммуникации специалистами проводится диагностическое обследование уровня развития детей и особенностей их коммуникативных навыков. Организуя процесс занятий по аугментативной (дополнительной) коммуникации, цель специалиста – дать ребенку такой язык, с помощью которого он поймет, что общение – это средство удовлетворения своих потребностей. Оптимальными средствами дополнительной коммуникации является: использование альбомов с картинками и фотографиями; обучение системе коммуникации с использованием карточек PECS; коммуникаторов Go Talk; система Tobii Eye Tracker (управление компьютером, с помощью взгляда), а для некоторых детей – обучение глобальному чтению.
Подбор форм альтернативной коммуникации всегда осложнен тем, что в каждом конкретном случае конфигурация сопутствующих проблем детей разнообразна. При подборе форм и средств альтернативной коммуникации должны учитываться и особенности развития ребенка, и уклад жизни и общения в конкретной семье, и технические возможности организации коммуникации.
Статья подготовлена на основе материалов из книг: Течнер С., Мартинсен Х. Введение в дополнительную и альтернативную коммуникацию. М., «Теревинф», 2014; Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация.//Новосибирск, «Общество «Даун синдром», 2012.