Старший воспитатель Елизаветинского детского дома Марина Анатольевна Кизилова рассказала, как сегодня живут воспитанницы, где проводят каникулы и какие традиции есть в доме.
В интервью вы узнаете о том, что именно способствует созданию доброй семейной атмосферы, которая царит в детском доме.
Расскажите, пожалуйста, сколько сейчас детей в детском доме? Как они там оказались?
— На данный момент у нас восемь девочек, пять из которых с синдромом Дауна. Они все разных возрастов и попали к нам в разное время. Например, Танюша и Ульяна большую часть своей жизни провели в государственных учреждениях. Сначала дом малютки, потом большой коррекционный детский дом, а дальше наверняка оказались бы в ПНИ (у девочек синдром Дауна), но в конце 2015 г. их приняли в наш детский дом. Сейчас девушки уже совсем взрослые — им 27 и 26 лет.
Аню и Юлю приняли позже, им было по шесть лет. Девочек определили в одну группу. Так они вместе и растут — в школе в одном классе учатся, живут в одной комнате. Уже как сестренки друг другу, хотя по характеру очень разные.
У каждого ребенка своя история. Но если говорить об официальных моментах, то все дети зачисляются к нам по направлениям Департамента труда и социальной защиты либо по трехстороннему соглашению между сторонами опеки, представителем ребенка и детским домом.
Сколько Вы сами работаете в детском доме воспитателем?
— Уже десятый год, с осени 2015 г. Я помню своих первых воспитанниц. Тогда в детский дом приняли первых «солнышек», так называют детей с синдромом Дауна. У меня были две самые младшие, трехлеточки. Они даже ходить без помощи взрослого пока не умели — держались за ручку. Мы учили их самым простым вещам — кушать ложкой, умываться после еды, надевать штанишки, пользоваться горшком. Потихоньку все освоили! Сейчас у девочек все хорошо, и они давно в семьях.
Старший воспитатель Марина Анатольевна Кизилова
Чем сегодня наполнены дни воспитанниц детского дома?
— На данный момент у нас шесть школьниц. Они учатся в разных школах. Например, Соня ходит в пятый класс Елизаветинской гимназии при Марфо-Мариинской обители. У нее там много друзей среди одноклассников, а еще любимые занятия хореографией. Она хорошо танцует и участвует в выступлениях со школьным коллективом.
Аня с Юлей и Маша учатся в коррекционной школе рядом с детским домом. Программа у них адаптированная под их уровень развития. Маша в пятом классе, а девочки — в шестом. В школе им нравится, учатся с удовольствием. Конечно, как и все дети, иногда шалят, могут полениться, если нет настроения делать уроки. Но стоит только им сказать им: «Ну, что, в школу завтра не идем?». И сразу ответ «Нет, нет, пойдем!» и садятся за уроки. Занимаемся с ними вместе — повторяем, пишем, читаем.
Еще две наши воспитанницы Лиза и Нюта — также ученицы коррекционных школы, но более подходящих им по программе.
Расскажите, пожалуйста, чем дети увлекаются? Какие кружки и секции посещают?
— Все девочки ходят на лечебную физкультуру в медицинский центр Марфо-Мариинской обители, а еще занимаются с тренером в бассейне. Со спортом мы дружим.
Два раза в неделю у нас рукоделие. В детский дом приезжает Надежда Алексеевна — она невероятная мастерица! Занимается с девочками больше десяти лет. Вместе они и валяют из шерсти, и учатся шить на машинке, делают работы в технике «декупаж» и варят мыло. А сейчас начали пробовать делать свечи.
По воскресеньям у нас ИЗО с преподавателем Татьяной Сергеевной, рисуем тоже уже не первый год. Это как любимое хобби, к которому девочки подходят со всей серьезностью. С каждым годом их работы все интересней, навыков становится больше. В прошлом году состоялась первая выставка их работ вне стен дома — в Московской библиотеке № 37.
В детском доме очень насыщенная жизнь, как Вы все успеваете?
— Ну, во-первых, важно, что у нас небольшие группы детей: на 2-3 ребенка приходится 1 воспитатель. То есть физически есть возможность всесторонне развивать девочек, возить в разные школы и уделять внимание каждой. А, во-вторых, мы далеко не все и всегда успеваем. Да, конечно, стараемся! Но есть и обычные факторы — дети могут заболеть, не потянуть учебную программу, тогда мы перестраиваемся, что-то меняем. Со стороны может показаться, что мы отличники на все 100%, но, конечно, это не так.
Танюша, старшая воспитанница Елизаветинского детского дома
Расскажите про взрослых девочек. Таня и Ульяна сейчас где-нибудь учатся? Чем они занимаются?
— Несколько лет назад они окончили Московский специализированный колледж №21 по специальности «швея». Для людей с синдромом Дауна и инвалидностью I группы — это большое достижение. Сейчас они ездят в инклюзивную мастерскую «Сундук», там занимаются взрослые с особенностями развития: лепят, рисуют, плетут, участвуют в коллективных мероприятиях. Девочки посещают мастерскую уже второй год, для них это важный опыт взаимодействия с людьми. Но работать самостоятельно по специальности им не по силам.
Еще у Тани и Ульяны есть обязанности по дому. Они помогают повару на кухне — легко могут почистить картошку или нарезать салат. Им только важно подсказывать, что делать. Есть привычные действия, которые повторяются из раза в раз, и девочки быстро и просто их выполняют. Но помощь и контроль со стороны взрослых нужны, без этого не обойтись. Они молодцы: если моют полы или делают любую другую работу, то выполняют все невероятно тщательно и аккуратно!
Остальные девочки помогают в домашних делах?
— Конечно! Каждый ребенок в доме следит за своими вещами, убирается в комнате, моет посуду за собой после еды. Мы живем обычной жизнью: и в магазин за покупками вместе ходим, и торты на день рождения печем, и дырки на колготках зашиваем.
Стараемся, чтобы девочки были максимально самостоятельные в быту. Главное правило — постарайся сделать сам! Очень важно для детей с особенностями развития делать ВМЕСТЕ с ними, а НЕ ЗА НИХ. Например, Аня и Юля могут сами погладить себе вещи, а для Нюты победа — это самой раздеться и повесить одежду на стульчик. Но она тоже молодец! Так что наши девочки не только рисуют и вышивают.
Анечка и Юлия, младшие воспитанницы Елизаветинского детского дома
Есть ли у девочек свободное время, когда они предоставлены сами себе?
— Есть, но немного. Мы ужинаем, поднимаемся в комнаты. Затем у девочек водные процедуры и остается где-то полтора часа, когда они занимаются тем, чем хотят. В выходные свободного времени, конечно, больше. Из последних увлечений Ани и Юли — это переписывание текста из книжки в тетрадь. Картинки еще там рисуют, и получаются у них свои книжки. Они вообще очень любят читать. Таня и Ульяна много рисуют и раскрашивают, собирают пазлы.
По вечерам устраиваем кинопоказы, смотрим вместе хорошие мультфильмы. Воспитатель обычно садится рядом с детьми и комментирует происходящее на экране. У каждой из девочек есть свои любимые мультики. Стараемся их чередовать, что никому не было обидно.
Режим дня у нас четкий. Мы поняли, что «солнечным» детям легче жить, если у них все последовательно и они знают, что будет дальше. Вот простой пример: зашел ребенок в комнату и что начал делать? Садится, снимает туфельки, ставит их на место, надевает халатик и идет мыться. Нельзя сначала надеть халатик, потом снять туфельки — он запутается и растеряется. Сейчас благодаря привычной последовательности «солнышки» хорошо во всем ориентируются сами.
Но в детском доме есть и обычные девочки, у них другой уклад жизни?
Для сохранных девочек — Сони, Лизы и Маши — такая четкая последовательность не важна. Но общего режима они придерживаются. Мы встаем, завтракаем, идем в школу. Из школы приходим и занимаемся в кружках, потом делаем уроки. Бывают и свободные от секций дни, тогда стараемся побольше время проводить на улице — гуляем в парке «Музеон» или в саду Обители. Там девочки любят кататься на самокатах и просто пройтись пешком.
Нюта, Анечка и Юля, младший воспитанница Елизаветинского детского дома
Как в детском доме отмечают праздники? Новый год, Рождество, например.
— На новогодние каникулы мы стараемся уехать из Москвы за город. Уже несколько лет снимаем частный дом, чтобы провести время в спокойной и более уютной обстановке. Ставим и украшаем елочку, катаемся на плюшках с горок, делаем новогодние поделки, вечерами слушаем музыку и занимаемся рукоделием в гостиной. По традиции перед Рождеством мы расписываем имбирные пряники (их печет наш воспитатель), а потом с удовольствием пьем с ними чай и дарим друг другу.
После праздничной службы в храме девочки находят под елочкой подарки. У нас принято дарить небольшие подарки на Новый год, а самые долгожданные —именно на Рождество. К нам приходит Дед Мороз со Снегурочкой — устраиваем праздник, водим хороводы с детьми, танцуем.
Мы стараемся создать семейную атмосферу, чтобы девочки хорошо отдохнули на каникулах, прониклись праздником и просто от души набегались по сугробам.
Какие самые радостные моменты в работе воспитателя?
— Когда ребенка забирают семью. Это большое счастье и радость! Хотя сначала немного грустно из-за расставания... Ведь работая в детском доме, ты отдаешь детям часть себя, переживаешь за них. Но все прекрасно понимают, что ни один даже самый лучший детский дом не заменить ребенку семью. Поэтому делаем все возможное, чтоб у девочек появились родители. Это самое главное!
Помочь воспитанницам Елизаветинского детского дома вы можете по ссылке.
Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители — в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель милосердия», в группе VK и на странице в Дзен.
Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку.