Первого июня во всем мире отмечается один из самых теплых праздников — Международный день защиты детей. Этот день напоминает нам о том, как важно обеспечивать комфортные условия для развития детей, находить для них возможности реализовать свои таланты и способности, а также интересно и весело проводить досуг.
Елизаветинский детский дом для девочек в Марфо-Мариинской обители сочетает в себе функции реабилитационного центра и детского дома. Здесь проживают вместе девочки из кризисных семей и девочки с синдромом Дауна.
Воспитанницы проходят курс реабилитации, социализации, получают медико-психологическую помощь, духовно-нравственное воспитание. А главное — их здесь любят и помогают развить и приумножить творческие таланты. О том, как проходят уроки рисования у юных «солнечных» воспитанниц, мы поговорили с их учителем рисования Татьяной Сергеевной.
Занятия рисунком и живописью проходят уже семь лет с 2017 года. Татьяна Сергеевна, чему девочки научились за это время?
— У каждой девочки свой прогресс. Мне хочется, чтобы они чувствовали себя в изобразительном искусстве свободно. Они учатся на основе школы академического рисунка, но адаптированной под их особенности. Так как я занимаюсь с ними достаточно долго, я знаю каждую из них хорошо и интуитивно подстраиваю программу. Технически правильное рисование не важно, как их общее развитие, любовь к изобразительному искусству и хорошее настроение. Конечно же, они научились держать карандаш, смешивать цвета, рисовать простые и сложные формы, знают, что такое копирование, что такое рисование с натуры, натюрморт, пейзаж, портрет и др. Тем не менее наш процесс обучения нельзя назвать линейновосходящим. Их внутреннее состояние очень влияет на этот процесс.
Татьяна Сергеевна с воспитанницей Юлией
Но даже сейчас у некоторых из них могут возникнуть сложности в изображении простых форм. Вот у Ани есть трудности в рисовании, но при этом изумительное чувство цвета, желание рисовать и в целом внутреннее устроение художника. Это так парадоксально. Возможно, трудности возникают потому, что она всегда выбирает сложные темы и хочет нарисовать гораздо больше, чем умеет, а поэтому спешит. А наши старшие воспитанницы ездят в мастерскую социально-творческой инклюзии «Сундук», где молодые люди с особенностями развития общаются и вместе занимаются творчеством. Там они рисуют, лепят из глины, плетут гобелены, коврики.
В каких жанрах чаще всего рисуют юные воспитанницы?
— Мы рисуем во всех жанрах, не исключая баталии (шутка). В этом году мы больше всего копировали иллюстрации, и это им нравится больше всего. В начале занятия я даю им на выбор множество разных картинок по теме урока, и они сами выбирают что хотят рисовать.
Какие техники рисования им лучше всего удаются?
— Им привычно рисовать гуашью, но иногда мы рисуем акварелью. В этом году помимо формата А3 мы делали миниатюры акварелью. Каждый год, когда тепло, мы выходим рисовать на пленэре. Девочкам очень нравится, потому что это вносит разнообразие в привычный ход занятий.
Получается ли вовлекать девочек в процесс рисования? Помогают ли занятия развить усидчивость?
— Да, они полностью вовлечены в процесс рисования. Приятно видеть, что они очень любят и всегда ждут занятия по рисованию. Мы занимаемся с ними раз в неделю. Занятия проходят в мини-группе по два человека, это помогает уделять им достаточно внимания. Девочки усидчивы и терпеливы на занятиях. Это вырабатывалось годами и сейчас этому можно у них поучиться!
Воспитанницы Елизаветинского детского дома на уроке рисования
Какие еще есть планы по их обучению рисованию?
— Возможно, мы перейдем к более мелкому формату листа и еще больше сконцентрируемся на рисунке, а когда-нибудь перейдем к академическому рисунку простым карандашом. В живописной технике еще долго будем работать гуашью и акварелью. Но я не исключаю, что затем мы будем рисовать маслом. Но гуашь и акварель — тоже сложные техники, сначала нужно их хорошо освоить.
Как думаете, возможно ли воспитанницам Детского дома развиваться в творчестве профессионально? Смогут ли связать свою дальнейшую жизнь с рисованием?
— С самого начала, еще семь лет назад, я ставила себе задачу, чтобы они научились рисовать и, возможно, смогли бы использовать навыки рисования в профессиональной сфере. Мы очень много вкладываем во всестороннее развитие девочек, но сможет ли это как-то проявиться потом, во взрослой жизни, покажет время. Юля — очень талантливый ребенок, у нее все хорошо получается, но, на мой взгляд, по своему устроению она больше склоняется к музыке, театру. Изобразительное искусство она тоже любит, но, скажем, не так, как Аня. То, что Аня художник, было видно сразу. Аня могла бы заниматься живописью всерьез, если бы она росла в семье, интересующейся искусством, где ее способности и желание рисовать подкрепляли ежедневно. Самое главное, что с Божией помощью удается делать занятия увлекательными и интересными для девочек, что занятия приносят им радость и они получают удовольствие от нашего сотворчества.
Подготовила Анастасия Косарева
Елизаветинский детский дом – совместный проект Марфо-Мариинской обители и православной службы помощи «Милосердие».
Помочь социальной деятельности Марфо-Мариинской обители можно по ссылке.