Психолог Анастасия Пелячик: В многодетной семье очень важно ежедневно выстраивать иерархию ценностей

13.03.2018
Психолог Анастасия Пелячик: В многодетной семье очень важно ежедневно выстраивать иерархию ценностей

Как справляться с ежедневными бытовыми проблемами, не забывая о духовном развитии семьи, советует многодетная мама Анастасия Пелячик, руководитель Центра семейного устройства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Марфо-Мариинской обители милосердия.

– Анастасия, в современном мире жизнь многодетной семьи отнюдь не самая простая. Как выстроить бытовую и духовную жизнь домочадцев таким образом, чтобы развиваться мог и ребенок, и взрослый?

– Очень важно ежедневно выстраивать иерархию ценностей. Успеть все невозможно, и родители изначально должны решить, что для них важнее: школьное обучение или здоровье ребенка, ежедневные разговоры по душам, настольные игры или порядок, вкусная еда или стирка. Успеть все за один день действительно невозможно.

Например, в нашей семье существует традиция каждый вечер перед сном читать художественную литературу, а в дни поста – религиозную. Если бы дети относились к этому формально, то, наверное, мы не так поздно ложились бы все спать. Но им интересно! Они просят прочитать еще одну главу, и еще, и еще… Отправляемся ко сну мы ближе к полуночи. Это приемлемо в нашей семье лишь потому, что изначально мы с мужем, выстраивая ту самую иерархию ценностей, решили, что чтение перед сном важнее соблюдения режима.

– Что, на Ваш взгляд, в первую очередь необходимо включить в общесемейную иерархию ценностей?

– В категорию «важнее» мы также включили настольные игры, обсуждение прочитанных книг и просто семейных событий во время ужина и, конечно же, молитву. Молитвенное правило у нас короткое, чтобы все дети могли его запомнить и сознательно добровольно (это очень важно!) произнести перед сном. Я думаю, это большая радость для всей нашей семьи, что молитва, как и чтение перед сном, стала для детей, скажем так, некой необходимой и доброй традицией.

– Вы сказали, что школьное обучение часто приходится противопоставлять здоровью ребенка. Почему это происходит?

– Сегодня образование построено таким образом, что самостоятельно сделать все домашние задания ребенок не может и ему нужна помощь. Дополнительно, разумеется, нужны всякие «развивашки» – английский, рисование и проч., в том числе и спортивные. Даже в начальной школе теперь дети занимаются с репетиторами! Другими словами, в интеллектуальное развитие ребенка необходимо постоянно вкладываться, и речь идет далеко не только о денежных вложениях, но и о временных. Если мы говорим о детях с инвалидностью, то, погружаясь в лечение, профилактику или реабилитацию, ты будешь способен заниматься только этим сутки напролет.

Двое из моих приемных детей – ребята с особенностями развития. И лечить их можно было бы бесконечно. Но у нас нет идеи вылечить их любой ценой, наша семья принимает их такими, какие они есть. Для нас важно научить их чувствовать себя комфортно, независимо, научить их обслуживать себя самостоятельно. Конечно, мы проходим курсы реабилитации, но не занимаемся этим 12 месяцев в году. Мы понимаем, что, возможно, детишки уже никогда не встанут на ноги, не будут ходить. Но ведь это не катастрофа! Все свои силы мы решили бросить на различные интеллектуально развивающие занятия, кружки, музыкальную школу. Мы с мужем считаем, что, в конечном счете, это принесет более ощутимый результат для дальнейшего благополучия ребенка. Не только в будущем – уже сейчас я вижу колоссальный шаг вперед, потому что наши особые дети не чувствуют себя больными инвалидами. Наоборот, они, например, также посещают разные секции, гуляют в парке, бегают или ползают наперегонки со сверстниками...

Даже если ребенок в чем-то отличается от условно среднестатистического, в первую очередь, необходимо научиться не зацикливаться на физических недостатках, а, наоборот, полностью включать ребенка в жизнь всей семьи, наполняя ее радостью и новыми открытиями.

– С какими проблемами сталкивается семья чаще всего при выстраивании иерархии ценностей и как их избежать?

– Думаю, в любой семье родителю нужно дать себе время остановиться и подумать, насколько значимо то, что я делаю здесь и сейчас. У многих родителей, в особенности, у мам, есть попытка успеть все и одновременно: делать все домашние задания, стирать, убирать квартиру, читать Шекспира в оригинале, готовить ужин из четырех блюд, прекрасно выглядеть, жить в красивом убранном доме, есть вкусную сложносоставную еду и организовывать с детьми домашний театр...

Кстати, идея с театром мне очень близка. В период святок мои дети в ярких костюмах обошли всех соседей, пели колядки и поздравляли с Рождеством Христовым. Это было великолепно! Мне кажется, у детей на всю жизнь останутся эти воспоминания!

Понимаете, если я шью декорации, подбираю детям костюмы, я просто не могу разорваться, и весь день потратить на уборку. Соответственно, понимая, что приоритет – это все же развитие ребенка, а не "вылизанная" квартира, я уже автоматически делаю выбор в пользу первого. Вряд ли в 30 лет они будут вспоминать о том, что я не вымыла к воскресному вечеру полы.


Беседовала Татьяна Энтина


Фотографии
  • Психолог Анастасия Пелячик: В многодетной семье очень важно ежедневно выстраивать иерархию ценностей
  • Психолог Анастасия Пелячик: В многодетной семье очень важно ежедневно выстраивать иерархию ценностей
  • Психолог Анастасия Пелячик: В многодетной семье очень важно ежедневно выстраивать иерархию ценностей

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com