Знакомство с буквами. Когда начинать?

28.05.2018
Знакомство с буквами. Когда начинать?

Статью подготовила логопед АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Светлана Анатольевна Гольчевская для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Сегодня мы поговорим о буквах, точнее о той методике, которая способствует формированию навыка чтения.
Сама по себе логопедическая работа не ставит перед собой цель научить ребенка читать, специалист лишь готовит базу для овладения чтением, а ученик уже сам начинает читать.

Существуют определенные методические рекомендации, которые предполагают следующие этап формирования выше указанного навыка:
1. Развитие фонематического восприятия
2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
3. Описание и сравнение букв
4. Различение сходных звуков на слух, в произношении и по оптическому сходству
5. Перекодировка звука в печатную графему и наоборот.

Однако на практике четкое следование этой схеме оказывается неэффективно. Обычно дети с ДЦП к 4-5 годам не говорят, не владеют руками и имеют нарушения зрительного восприятия. Что же делать? Ждать?

Ни в коем случае! Необходимо начинать работать как можно раньше. Ребенку необходимы новые впечатления, которые он может освоить через игру. Задача взрослых – создать комфортную для обучения среду, подобрать малышу те игры и игрушки, которые помогут ему развиваться и, в конечном счете, подготовят его к школе.

 Например, для детей с ДЦП характерно нарушение пространного восприятия. Каждая мама старается приобрести своему малышу конструкторы (кубики или мозаики), и в ходе таких занятий ребёнок может освоить понятия «верх-низ», «право-лево», «впереди-сзади», «выше-ниже» и пр. К тому же дети устроены так, что прежде чем усвоить какую-либо форму предмета или образ буквы, они их ощупывают, тянут в рот, «обыгрывают», т.е. много раз разламывают и строят.

Ваш ребёнок освоил геометрические формы? Все эти кружочки, прямоугольники, квадраты? Почему же не построить букву «О» - колёсико, букву «И» - весёлую горку, букву «У» - трубу? И громко пропеть их. И придумать историю «из жизни», где построенные буквы будут полноправными персонажами, наравне с зайчиками-мишками, свинками-Пеппами и Кунг-Фу Пандами. Только соблюдайте нехитрые правила: истории должны быть простыми, понятными вашему малышу, в одно-два действия, которые ваше малыш может выполнить сам. Например: бросить или топнуть: «ООО!!! Как далеко колесико укатилось! ООО!!! Какие брызки из круглой лужи!». Посмотреть или улыбнутся: «Пеппа съезжает с горки и кричит: «иииии!» или Поросёнок широко раскрыл рот, высунул язык и дразнится: «Э!»

Ещё один важный момент – фигуры и буквы ставим на поверхность не вертикально («стоя»), а в горизонтальной плоскости («лёжа»). Таким образом ребёнок учится ориентироваться на плоскости - в дальнейшем на листе бумаги - что необходимо при чтении и письме.

Необходима и профилактика «зеркальности букв». Поэтому обязательно обращаем внимание малыша, в какую сторону «смотрит» буква – вправо или влево. Хорошо, если вы всегда занимаетесь в определённом месте. Тогда нам легче усвоить, что «живот» буквы «Б» повернут к двери, «горка» буквы «И» спускается к окну. «Продвинутые» мамы делят усвоенные буквы на команды «правых и левых» и развешивают их справа и слева от рабочего места ребёнка. Посередине могут располагаться буквы, смотрящие прямо.

Например:

Безпьоп-1.jpg

  

Начинать лучше с гласных: «а, о, у, и, ы, э», затем осваивать согласные, которые ваш малыш в состоянии произнести. Чаще всего это «п, б, м», затем «т, д, к, г, н, л».

Так, мы отрабатываем параллельные звуки и конструируем буквы.

Если ваш малыш в достаточной мере владеет руками, обязательно подключаем пальчиковую гимнастику. Строим из ладошек «Л, О, П, Г». Если возможности рук минимальны, принесут пользу также и пассивные позы, т.е. из рук ребёнка вы складываете буквы, а его пальчиками - обводите контуры. Можно «писать» на слое крупы, можно вырезать буквы из наждачной бумаги и так же обводить их пальцами.

При знакомстве с некоторыми графемами сложной конфигурации (такими как «Ф, Ж, М, Я, Щ, Ю») можно использовать замечательную игру-ходилку «Пройди по маршруту» - нужно пройти ногами («отшлепать» руками) по нарисованной на большом листе бумаги графеме буквы.

М – горные вершины
Ф – автомобильная развязка
А на хвостике «Щ» может ждать сюрприз – игрушка или наклейка.

При конструировании букв из деревянных брусочков или палочек (обязательно крупных, удобных для захвата), полезно пересчитать из скольких деталей состоит буквы, какой длины понадобятся палочки, ленточки и пр.
Или придумать игру посложнее.

Зайка-Гриша хочет букву «Г» сделать, а какие палочки взять не знает. Помоги ему выбрать нужныe: ॥или ।–.
Две длинные или длинную и короткую. Если у вас будет подготовлен специальный планшет или лист бумаги с контурами, вашему малышу легче будет выполнить задание - он просто положит сверху нужные палочки.
Фантазируйте, придумывайте, играйте.

Но помните, самое главное - положить начало занятий. Дети любят наряжаться, и, например, плащ как у Супермена для игры-ходилки или часы-браслет на руку, яркие бусы на маме, сделанные малышом, помогут просигнализировать, что занятие началось.

У вашего малыша должно всё получаться. Для этого мама всегда рядом, она аплодирует, может поправить, помочь да искренне порадоваться успеху.

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов, а также при поддержке Комитета общественных связей города Москвы.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com