Зачем и как делать зондовый массаж артикуляционной мускулатуры

16.02.2018
Зачем и как делать зондовый массаж артикуляционной мускулатуры

Статью подготовила логопед Елизаветинского детского сада (АНО ММДЦ) Светлана Анатольевна Гольчевская для Ресурсного центра в рамках реализации проекта «Счастливая семья. Комплексная социальная поддержка и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами с ДЦП».

В данной статье мы постараемся предельно подробно рассказать о зондовом массаже, о приемах его использования в домашних условиях мамой.

Вначале хотелось бы поговорить о целесообразности массажа, влиянии его на развитие ребенка в целом.
В моей практике с печальной периодичностью появляются мамы с запросом: «Вы делаете зондовый массаж? Нам очень нужно!». Крепко обхватывают своего малыша, зажимают голову так, что ребенок не может пошевелиться и командуют: «Начинайте! Только учтите, он может кусаться! Челюсти зафиксировать я не могу». Ребенок при этом, кажется, перестает дышать вообще…

Нужен ли массаж ребенку в таком исполнении? Пройдет какое-то время, ребенок благополучно подрастет, придет время постановки и коррекции звуков. Мама обратится за помощью к специалисту, а логопед увидит ребенка с «запечатанным» ртом. Малыш давно забыл специалиста, а ситуацию «рот-боль-опасность» усвоил прочно.
Приемы массажа легко найти в интернете, но об отношении к ребенку как к личности говорят не всегда.
Зондовый массаж по методике Н.В. Новиковой используется очень широко при различных проявлениях дизартрии у детей. Многие мамы приобретают пособие автора, посещают курсы учеников автора, приобретают зонды. Но потом приходят к логопеду с вопросом: «Почему у меня не получается делать массаж своему ребенку? Я проштудировала множество книг, разобралась в приемах и методиках, а помочь своему малышу не могу?».

Ну, во-первых, массаж только языка по Новиковой занимает 40 минут. Вам, мамы, когда-нибудь делали массаж языка? Впечатления добровольцев на мастер-классах передавались жестами и мычанием: их языки так устали, что плохо двигались во рту. Процесс, прямо скажем, малоэстетичный и болезненный. Хотя в моей практике встречаются мамы и бабушки, твердо уверенные, что если не через боль, то неэффективно. Думаю, причина такой позиции «боль во благо» кроется уже в семейном опыте некоторых людей, но мы сейчас не о взрослых комплексах, а о безречевом ребенке, которому нужна помощь. Как помочь? И что делать?

Для начала открыть атлас по анатомии и рассмотреть мышцы лица и языка. Мы обнаружим, что щеки и язык состоят из крупных мышц, расположенных «слоями». Точечный массаж оставьте специалистам, они много лет учились, потом долго практиковались, чтобы иметь право этот вид массажа выполнять. А вот мышцы щек может размять любая мама. Здесь вы ничего не повредите, не растянете, не надорвете по своей неопытности. Поэтому действуйте смело. При этом необходимо соблюдать определенные правила:

• Разогреваем мышцу осторожными разминающими движениями;
• Интенсивно воздействуем, т.е. можно пощипывать, разминать вдоль скуловой кости (под ней) костяшками пальцев и пр. (приемы движений можно найти в пособиях по массажу);
• Успокаиваем кожу, поглаживаем, легко постукиваем кончиками пальцев, опять поглаживаем, дуем теплой струей.

Затем – губы. Снова заглядываем в анатомический атлас. Ваши массажные движения должны идти вдоль мышечных волокон. Это закон. Вялые губы тонизируем энергичными движениями, с широкой амплитудой. Спастичные губы – с осторожностью, т.к. ребенок при воздействии может испытывать боль.

 Правила те же:
- разогреваем
- интенсивно воздействуем
- успокаиваем.

Начинаем с верхней губы, затем массируем нижнюю, затем – захватываем обе губы. При этом весело декламируем стишки и потешки, озвучиваем пассивные движения губ: «Кря-кря», «Чив-чив», «Ква-ква» и пр. Приемы, схемы, видео вы найдете в массажных пособиях.

После губ спускаемся на подбородок, большой палец при этом под подбородком, на точке слияния челюстных костей. Подушечками пальцев проходимся по челюстям от центра к ушам. После привыкания можно размять более интенсивно: костяшками пальцев, специальными валиками. Затем обязательно успокаиваем кожу поглаживающими движениями.

Уже слышу растерянные замечания: «Но КАК это сделать? Мой ребенок боится, на кушетку не ложится, рот не открывает». Ему страшно. Значит, сначала необходимо страх развеять. Во-первых, малыш сначала рассматривает зонды, пробует их прикосновения на руке мамы, на собственной ручке, затем уже можно прикоснуться зондом к губам, легонько постучать по зубкам: «Ах, как замечательно стучат!» - «О, во рту еще и язычок есть? Где он?» - тихонько дотрагиваемся до кончика языка. – «У тебя большой язык? Покажи!» и т.д.

Хорошо, если каждый зонд станет определенным персонажем со своей историей и ролью.

Например, зонд «вилочка» у нас Ворона. Она любопытна, сама задает вопросы, сама на них отвечает, рассказывает истории из жизни ребенка, как бы представляя его, большого и умелого.

1.jpg

Зонд «маленькие саночки» – Хрюша, который никогда ничему не учился, не ходил в садик, его никогда никто не хвалил. И спиралевидные движения этим зондом мы обыгрываем так, будто Хрюша роет землю, ищет сладкие корешки и каштаны.

2.jpg

Зонд «топорик» – Мишка косолапый с фирменным стишком и т.д. 

Таким образом, непонятные железки становятся понятными, повседневными персонажами знакомых сказок, стихов, песенок. Помимо «знакомства» с зондами, ребенок пробует на ощупь и ватные диски со спиртовым раствором, и капает на ладошку хлоргексидин биглюконат из флакона.

3.jpg


Хорошо бы не хватать сразу за кончик языка марлевой салфеткой, а сначала спросить: «Можно я возьму тебя за язычок платочком?» 

При приучении ребенка к зондам, на начальном этапе, хорошо бы использовать «набор для чистки зубов до №-х лет». В него входит, помимо щетки, силиконовая насадка с небольшими бугорками. ЕЕ удобно надевать на палец и массировать язычок и внутреннюю поверхность щек. 

Язык, если верить анатомическому атласу, мышца многослойная. Верхний слой – продольные мышечные волокна. Вдоль них и действуем. И если вы хорошо разогрели мышцу, покалывать, постукивать, разминать пальцами можно довольно интенсивно. Чтобы обезопасить подъязычную уздечку, язык необходимо вытянуть, указательный палец при этом лежит на нижних зубах, большой палец придерживает кончик языка с помощью салфетки. 

Если у ребенка выраженная спастика корня языка, работать приходится без салфетки, без натяжения языковой мышцы. Мама в таком случае заменяет зонды обычной зубной щеткой и вводит массаж языка в ежедневную процедуру чистки зубов и умывания. 

Стандартный металлический набор зондов можно не покупать. Можно использовать зондозаместители. Фабричные или самодельные (например, изогнутые в кипятке одноразовые вилки). Некоторые логопеды и мамы используют марлевые салфетки, намотанные на указательный палец. Мы это не применяем, т.к. сухая шершавая салфетка неприятна для малышей. 

Конечно, каждый должен заниматься своим делом: мама – растить ребенка, логопед – выполнять логопедический массаж лицевой мускулатуры и языка. 

Но это в теории. В жизни мамы и бабушки становятся сами себе логопедами, массажистами, инструкторами ЛФК. В этом реальность. 

Дорогие мамы, кто-то, может, забыл, а кто-то и не знал вовсе (тогда я напомню), что Ваш душевный покой в ситуации ежедневного НАДО – это покой и радость Вашего ребенка. 

Тогда и зондовый массаж превращается из малоэстетичной процедуры в увлекательное общение с любимым взрослым, в совместную игру. 

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г.Москвы.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com