Об алгоритме формирования базовых навыков самообслуживания у детей с особенностями развития рассказала специалист социально-бытовой адаптации Развивающего центра для детей с ДЦП "Елизаветинский сад" (АНО ММДЦ) Ирина Образова.
- Формирование навыков - это самое важное в жизни наших детей... как, впрочем, и в жизни любого нормального человека. Сначала вы учитесь себя обслуживать, а уже потом идете в детский сад, в школу. Это база в жизни любого человека.
Нам кажется, что может быть проще? Посадить ребенка рядом с собой или в специальное кресло, дать ему ложку и сказать: "На, давай, ешь".
Нет, на самом деле, все не так просто. Давайте вспомним младенца. Он же не вскакивает в месячном возрасте и не начинают сразу ходить. Сначала он учится переворачиваться на животик, потом садиться, а затем вставать на колени. И лишь некоторое время спустя, овладев перечисленными навыками, поднимается и начинает учиться ходить.
То же самое и с нашими детьми - каждое действие нужно разбивать на составляющие. Любой навык - пусть это будет прием пищи, даже игра, абсолютно любое обучение - требует мелких и постепенных шагов. Лишь тогда будет результат.
- Обычно ребенок все копирует с родителей. У детей с особенностями развития не всегда это получается, и поэтому каждое действие необходимо прорабатывать отдельно?
- Мы говорим об очень сложной физической неспособности что-либо делать самостоятельно. Ребенок, вроде, видит, зрительно понимает, как сделать правильно, но сам "собрать" свое тело, заставить себя двигаться нужным образом не может. Какие-то навыки помогает отработать именно эрготерапевт, например, чтобы закрепилось поведение руки во время держания ложки. И когда рука уже примет этот стереотип движения, можно развить следующий - донесение ложки до рта. Таким образом, да, вы правы, мы говорим о некой физике, о мышечной памяти.
- Главный критерий эффективного формирования навыков у ребенка - грамотное разделение каждого действия на составляющие. Каким принципом должны руководствоваться родители, чтобы помочь ребенку наилучшим способом овладеть нужными навыками?
- На самом деле, в общем, родители всё делают правильно. Просто они делают это непроизвольно, не замечают, как на автомате, говорят: "Иди включи воду", "Иди сделай то-то"... Получается, разделение на поддействия заложено природой.
Мы, в свою очередь, учим родителей подходить к этому процессу структурировано. Если у ребенка (особенно, если речь идет о тяжелых физических, ментальных и умственных нарушениях) сформируется алгоритм, то он уже более четко будет себе представлять, что и как нужно делать. А для этого каждое действие, каждое слово нужно повторять ежедневно, причем в одно и то же время. Конкретные краткие четкие фразы, никаких изменений в последовательности действий. Конечно, мы можем убирать какие-то пункты, которые ребенку уже понятны, чтобы не сформировать: "Нет полотенца - руки мыть не буду " просто потому, что полотенца на вешалке не оказалось.
- На таких простых примерах и стоит начинать формирование навыков?
- Кончено! Мы туалет всегда оставляем на самое последнее время, потому что это действие состоит из многих (непростых самих по себе) пунктов. Сначала родителям нужно научиться понимать, что ребенок хочет в туалет. Когда ребенок сам осознает, что ему неприятен мокрый подгузник, пора формировать график. И тогда мама ежедневно в одно и то же время должна высаживать ребенка на горшок, а также вести бесконечные дневники, записывая результаты предприятия, время, реакцию... Да, это долго. Да, возможно, кто-то из мам скажет: "Зачем столько мучиться? Мне проще самой". Но не забывайте, что через некоторое время ребенку исполнится 30 лет, и он станет тяжелым, и будет сложно поднять и посадить его на горшок.
- Соответственно, все эти проблемы лучше начать решать с самого начала?
- Чем раньше, тем лучше.
Беседовала Татьяна Энтина.