Социально-значимые выходы с применением АДК

20.09.2018
Социально-значимые выходы с применением АДК

Статью подготовила логопед-дефектолог АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Анна Евгеньевна Медведева для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Коммуникация является основой человеческой жизнедеятельности. Именно в общении реализуются социальные отношения человека, происходит его личностное развитие. Очень важно для деток с детским церебральным параличом (ДЦП) средней и тяжёлой формы, которые редко имеют возможности полного речевого общения, наладить коммуникативную связь с обществом. Следовательно, необходимо рассматривать альтернативные средства общения.

Альтернативная дополнительная коммуникация (АДК) представляет собой процесс установления контакта с людьми, не способными полностью общаться на вербальном уровне по причине невозможности полноценного воспроизведения или же восприятия речи посредством разнообразных знаков. Использование альтернативной коммуникации способствует развитию абстрактного мышления, выработке навыков символической деятельности, обогащает развитие мыслительных процессов и эмоциональную сферу. На сегодняшний день АДК представлена широким спектром выбора: жесты, взгляд, карточки PECS, пиктограммы, различного вида коммуникаторы (Go Talk +, устройство – планшет АРК, кнопки и т.д.).

Использование средств альтернативной коммуникации особенно важно при выходе с детьми в общественные места, когда, например, ребёнок должен учиться делать покупки в магазине или аптеке, заказывать еду в кафе, просто выражать свои мысли и желания во время прогулки.

Для развития каждого ребёнка большую роль играет его связь с другими детьми и со взрослыми. Чем старше становится ребёнок, тем сильнее у него возникает потребность в общении. Трудности в коммуникации, связанные с двигательными нарушениями, часто становятся причиной социальной изоляции ребенка.В результате многие дети с ДЦП пугливы, нерешительны и не уверены в себе, они теряются в новой обстановке. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то вдруг становятся вялыми, раздражительными и капризными. Эти психологические особенности – вторичный продукт ограничения жизнедеятельности. Следовательно, правильно и вовремя проведенная социализация ребенка поможет если не предотвратить, то хотя бы минимизировать подобные отклонения.

Именно на нас, взрослых, лежит ответственность за интеграцию ребёнка в общество, за его спо¬собность выполнять так называемые «социальные роли». Передача социального опыта, обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания, обучения, включения в различные виды деятельности и воздействия среды.

Интеграция в общество детей с ДЦП - это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий детей с ОВЗ. Социальная адаптация осуществляется в процессе различных видов деятельности: игры, общения, труда и мн. др.

Социально - значимые выходы можно начать с обычной прогулки. Для начала нужно познакомить ребёнка с местностью, уточнить расположение различных сооружений на детской площадке, понаблюдать со стороны, как играют другие дети. Когда детская площадка перестанет быть незнакомой для ребенка, можно просто побыть рядом с играющими детьми, чтобы привыкнуть к незнакомым людям, адаптироваться к новой ситуации. Дома с игрушками можно проиграть варианты знакомства, при котором следует выбрать наиболее рациональный тип поведения. Но если такие попытки вызывают протест со стороны малыша, не нужно настаивать. Лучше отложить игру на некоторое время и вернуться к ней, когда ребенок сам будет к этому готов.

Чтобы быстрее и легче проходил процесс адаптации ребёнка с ДЦП к такого рода прогулкам, необходимо:
• отказаться от гиперопеки;
• помочь ребенку найти альтернативные способы действий – использовать те части тела, которые ребенок может контролировать;
• создать условия, в которых ребёнок имеет возможность выражать свои мысли, получать ответы на вопросы, удовлетворять свое любопытство;
• расширять круг общения ребёнка (приглашать и посещать гостей);
• заранее рассказать ребёнку о выбранном месте посещения (магазин, кафе, парк, храм, почта и т.д.), назначении этого места, показать,по возможности, фотоснимки с изображением социально-значимого объекта посещения;
• проведение сюжетно-ролевой игры в домашних условиях, где ребёнок может освоить социальные роли, например, покупателя в магазине или посетителя кафе;
• способствовать выполнению ребёнком коммуникативных действий.

Коммуникативные действия ребёнок может осуществлять посредством заранее приготовленных взрослыми карточек-символов. Такие средства коммуникации можно приготовить самим из подручных средств.

Прежде всего следует определиться с альбомом. Для того, чтобы он имел многоразовое назначение, лучше всего приобрести фотоальбом с толстыми листами либо альбом для марок. В качестве альтернативы можно изготовить листы альбома из толстого картона, наклеив на него кармашки или липучую ленту. Листов должно быть столько, сколько социальных объектов вы хотите там разместить. Ширина и длина листа должна свободно входить в обычную файловую папку. Каждый разворот альбома должен соответствовать темам: «В продуктовом магазине», «В магазине одежды», «Почта», «Аптека», «В парке» и т.д.

В приготовленные кармашки следует разложить картинки-символы или чёрно-белые пиктограммы (что вам будет доступнее). Сегодня можно найти массу изображений в сети интернет, их распечатать и пользоваться ими.

Выполнив необходимые подготовительные действия перед походом, постепенно позволяйте ребёнку самому выбирать продукты в магазине и укладывать их в тележку, везти её вдоль витрин, затем выкладывать продукты на кассу, оплачивать и, при помощи подготовленного планшета, общаться с продавцом. Конечно, все эти действия не получатся с первого раза безупречно, но опыт покупки товаров будет каждый раз закрепляться и отрабатываться.

При походе в кафе позвольте ребёнку самому сделать заказ, выбрать по своему желанию напиток, сладкую сдобу или мороженое. Эти действия, безусловно, доставят огромное удовольствие ребёнку, он почувствует свою значимость и поверит в свои силы.

Очень важно почаще выходить с ребёнком на природу, знакомить его с окружающим миром. Ведь слуховые, тактильные и обонятельные ощущения не заменят простой просмотр картинок дома. Пение птиц, сладкий еловый запах, ребристость листочков деревьев, и легкий холод от камушков, подобранных возле клумбы, дуновение ветра и журчание воды городского фонтана произведут на него огромное впечатление и подарят незабываемые эмоции.

Получив небольшой опыт интеграции в социум, ребёнок должен все навыки повторить и закрепить дома. Целесообразно начать с вопросов о впечатлениях о прогулке. Далее, можно просмотреть фотографии, которые были сделаны вами. При этом необходимо комментировать ещё раз действия ребёнка и взрослых. На основе собранных фотографий можно оформить фотоальбом, который будет напоминать о полученных впечатлениях во время социально-значимых выходов и ещё раз закрепит навыки ребёнка. Через некоторое время после небольшого отдыха можно опять проиграть ситуацию покупки в магазине, получения посылки на почте или рассматривания картин знаменитых художников в картинной галерее. При этом важно обогащать словарный запас ребёнка, изготавливая новые карточки-символы, пополняя альбом.

Если мама и папа хотят воспитать своего малыша полноценной личностью, максимально адаптированной к существованию в обществе несмотря на недуг, им необходимо усвоить два золотых правила эффективной работы:
1. У каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки.
2. Хорошего результата можно достичь лишь в том случае, если опираться на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения. Залог успеха - это планомерная, терпеливая и целенаправленная работа.

Главное, что должен чувствовать ребенок, - защищенность и безопасность. Он должен знать, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда любим – это его семья, родные и близкие люди. А стремление добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен изменить свое положение в обществе. Мамы и папы всегда должны помнить: каждый ребенок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть завтрашние победы и поражения наших детей.

Таким образом, социально значимые выходы для детей с ДЦП очень важны, поскольку в процессе ребёнок приобретает навыки социального поведения и общения.

Насколько часто ребёнок будет бывать в обществе со своими родителями (на детской площадке, в магазине, кафе и т.д.), настолько быстро у него будет проходить социальная адаптация.


Список использованных источников
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
2. Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми. СПб.,изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.






Фотографии
  • Социально-значимые выходы с применением АДК
  • Социально-значимые выходы с применением АДК
  • Социально-значимые выходы с применением АДК
  • Социально-значимые выходы с применением АДК
  • Социально-значимые выходы с применением АДК

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com