Рекомендации к играм для детей с ДЦП

22.01.2018
Рекомендации к играм для детей с ДЦП

Статью подготовила психолог Елизаветинского детского сада (АНО ММДЦ) Маргарита Станиславовна Трунова.

В предыдущей статье мы рассмотрели роль игры в жизни ребенка. Через игру у малыша развиваются память, внимание, мышление, воображение, эмоции, крупная и мелкая моторика. Кроме того, в ходе игры развиваются физические возможности ребенка.

Игра – увлекательнейшее освоение окружающего мира. Если задача интересна для малыша и нравится ему, он будет выполнять ее активно и охотно. Если же занятие скучное или успело надоесть, или слишком трудное, то оно воспринимается как тяжелая работа, и для того, чтобы выполнить его, ребенку потребуется самодисциплина, или придется его заставлять, или пообещать какое-то вознаграждение.

Игра для детей с ДЦП – тоже средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики.  Однако такой ребенок может развиваться медленнее в силу двигательных нарушений, которые зависят от формы и тяжести церебрального паралича, а также снижения зрения и трудностей в обучении.

Особенности развития детей с церебральным параличом:

  • нарушения двигательной активности;

  • проблемы со зрением и слухом;

  • нарушение или отсутствие речи;

  • нарушение восприятия и внимания;

  • проблемы с памятью;

  • расстройства эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности или в виде заторможенности, застенчивости, робости.

Игры для детей с ДЦП можно разделить на следующие:

1) игры, направленные на физическое развитие;

2) развитие мелкой моторики рук;

3) игры на развитие внимания;

4) игры на развитие памяти;

5) игры на развитие мышления;

6) игры на развитие эмоций;

7) игры на развитие воображения;

8) игры на развитие сенсорной системы;

9) сюжетно-ролевые игры;

10) коммуникативные игры.

Прежде чем мы перейдем к играм, хотелось бы оговорить некоторые правила:

1. Спросите своего ребенка, готов ли он в настоящее время с вами играть. Если ребенок не может вам ответить с помощью речи, то можно подготовить для него карточки «Да/Нет», либо коммуникатор с кнопками «Да/Нет». Внимательно наблюдайте за сигналами ребенка, он может ответить на ваш вопрос  телом (например, улыбнуться или махнуть рукой).

1.jpg

У нас в саду произошла такая история. К нам на целый день пришла девушка-журналист, она собирала материалы для статьи о нашем садике. В конце рабочего дня гостья захотела поиграть с одним из наших подопечных. Она подошла к ребенку и «завела» игру. Ребенок, насколько было ему возможно, стал «уезжать» от девушки. Она спрашивает меня, почему малыш от нее убегает.  Я посоветовала ей спросить у Гриши, хочет ли он сейчас играть с ней. На вопрос девушки, мальчик ответил, что нет.

В нашем саду альтернативной коммуникацией занимается Анна Евгеньевна Медведева. Ее статьи вы можете почитать на сайте Ресурсного центра. Также Анна Евгеньевна проведет два вебинара по альтернативной коммуникации.

2. Дайте на выбор ребенку две или несколько игр (игрушек). Можно сделать также карточки с изображением игрушек или игр. Детям с ТМНР (тяжелые множественные нарушения в развитии) предлагайте не больше двух вариантов. Как только он выберет одну игрушку, вторую сразу уберите. Устраните все отвлекающие моменты – телевизор, домашних животных.

2.jpg

3. Учитывайте предпочтения ребенка, играйте в те игры и игрушки, которые он выбрал.

4. Следите за тем, чтобы у ребенка было устойчивое положение тела и надежная опора, чтобы он мог, насколько это возможно, зафиксировать положение рук и кистей.

3.jpg

Получить консультацию по поводу удобной позы для вашего ребенка вы можете у нашего специалиста эрготерапевта Светланы Наильевны Аряповой.

5.  Подбирайте игрушки, которые соответствуют уровню интеллектуального и физического развития ребенка. Размер игрушки должен позволять малышу удерживать ее.

Например, ребенку с гиперкинетической формой церебрального паралича, у которого постоянно возникают непроизвольные движения и периодические спазмы мышц, нужен тяжелый мяч – движения такого ребенка неорганизованные и неуклюжие, и обычный мячик будет постоянно «убегать» от него.

При спастической форме церебрального паралича ситуация совсем иная – малыш удерживает предметы, очень крепко сжимая их в руке, поэтому поднимать и бросать тяжелый мяч ему будет крайне трудно, а значит для него лучше подойдет небольшой твердый мячик. 

4.jpg

Как ребенок с двигательными нарушениями может узнать о свойствах шарообразных предметов и кубиков: а – ребенку дали шарики, чтобы он их рассматривал, ощупывал и т. д.; б – добавили шарики с разными свойствами – мягкий, из твердого дерева, резиновый и т. д.; в – ребенок извлекает звук – бросает шарики в какую-то емкость; г – к шарикам добавлен кубик, что позволяет малышу осознать различие форм на ощупь и по другим свойствам – кубик не может катиться; д – шарики убрали, добавили больше кубиков – ребенок строит башни, мостики и т. д.; е – играя с шариками и кубиками, ребенок ищет способы использовать их одновременно: делает горку из кубиков и пускает с нее шарики, бросает шарики с башни из кубиков и т. д.

6. Позволяйте ребенку самому исследовать, самому выбрать темп и инициировать игру, вмешивайтесь и помогайте только при необходимости.

7.  Давайте простые указания, используйте короткие предложения.

8.  Следите за тем, чтобы ребенок не переутомился во время игры.

9. Дети очень чутко относятся к настроению и поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности: нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную реакцию.

Играя с ребенком, помните, что главное – его интерес и любознательность, его стремление разрешить задачи, которые игрушки ставят перед ним, а отнюдь не успешность выполнения задачи.

 

При подготовке статьи использовалась книга Нэнси Р. Финни «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие». М., Теревинф, 2009.

 

 

 

 

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com