Развитие зрительного восприятия у ребёнка раннего возраста. Включение в контекст среды

03.09.2018
Развитие зрительного восприятия у ребёнка раннего возраста. Включение в контекст среды

Статью подготовили эрготерапевты АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Анна Лучникова и Надежда Ульянова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Эрготерапия нацелена на оказание помощи в повседневной жизни, развитие, восстановление и поддержание навыков, необходимых при выполнении действий, выжных и значимых для здоровья и благополучия человека-взрослого или ребёнка.

Эрготерапия улучшает качество жизни, при потере способности двигаться, координировать движения, заниматься привычными делами. Применение эрготерапии в домашней среде для детей с ослабленным зрением при планировании работы приоритетное значение имеют потребности и желания ребёнка, модели поведения, связанные с повседневной активностью, привычки, режим жизни, важные повседневные ритуалы и рутины. Так же в процессе работы принимаются во внимание культурные нормы, моральные ценности, мнения и верования присущие семье, в которой проживает ребёнок.

Процесс эрготерапии включает в себя оценку состояния ребёнка, медицинское вмешательство и мониторинг результатов.

В повседневных бытовых действиях— простых действиях важен, интенсивный телесный и голосовой контакт. Ребенок в значительно большей степени, зависит от телесного и голосового контакта с родителями. Ребенок может считать, что мамы нет, если он не чувствует или не слышит ее. Близость к знакомому человеку имеет первостепенное значение для малолетнего ребенка в процессе создания прочной эмоциональной связи с ним. Поэтому важно заботиться о телесном контакте с ребенком и постоянно переговариваться с ним, чтобы детей не покидало чувство защищенности и безопасности.

Предварительное оповещение. Взрослым следует брать на руки ребенка, давать ему что-либо в руки или класть в рот после предварительного уведомления. Каждый может себе представить, каково ему будет, если он закроет глаза и кто-нибудь прикоснется к нему. Большинство в такой ситуации испугается. То же самое может произойти и с ребенком. Получив предварительное оповещение, ребёнок с большим удовольствием будет общаться и играть. Оповещение может происходить по-разному: в форме обращения, шороха или других звуков, путем приближения к ребенку, потряхивания бутылочки, прежде чем соска коснется его рта и т.д. Важно, чтобы ребенок отдавал себе отчет в том, что с ним сейчас что-то произойдет.

Направление руки сзади. Направление руки сзади важно прежде всего при обучении тем видам деятельности, которые совершаются руками, например, при вращении ручки, открывании коробочки или при еде с ложки. Такое положение хорошо тем, что при этом руки ребенка и взрослого движутся в одном направлении. Заметив сопротивление ребенка направлению руки сзади, можно осторожно привить ему соответствующий навык путем прикосновения к кончикам пальцев.

Звуковое и речевое сопровождение всех действий. Звуковое и — если дети стали немного постарше — речевое сопровождение всех совместных действий взрослых и их побуждают сделать что-нибудь с помощью показа, мимики и жестикуляции, можно мотивировать детей голосом заняться своими игрушками. Детские песенки, детские стишки или просто звуки могут пробудить интерес ребенка к участию в игре.

Развитие подвижности тела. Слабовидящие маленькие дети часто застывают в одном и том же положении тела, при этом диапазон положений очень ограничен, поэтому с помощью игровых упражнений взрослый поддерживает возможность повернуться вокруг своей оси, перевернуться с живота на спинку или наклониться вперед и т.д. Благодаря шумным играм и играм в различных положениях тела, ребёнок привыкает делать что-либо и в положении на животе или опираться руками о пол в положении сидя и др.

Правильное наименование предметов и действий. Важно воспринимать, сравнивать и различать предметы окружающего мира, для этого нужно правильно называть эти предметы. Поскольку малыш не видит, как мама готовит пишу или заправляет постель, следует объяснять эти действия на доступном для детей языке. Чтобы получить ясное представление о том, что происходит вокруг ребенка, недостаточно только слышать. Действия, совершаемые ребенком, также следует сопровождать пояснениями.

Обучение поиску и подбиранию предметов. Вначале ребенок берет только такие предметы, которые его непосредственно касаются, будь то ладонь, рука, грудь или нос. Для игры следует использовать предметы, издающие звук, например, погремушку, бубенчики, кубик с колокольчиком. Ребенок учиться соединять в своем сознании предмет, находящийся у него в руке, со звуком, который он издает, приходится обучаться обращению со знакомым звучащим или замолкнувшим предметом (координация слуха и руки).

Таким образом, чтобы научиться брать предметы, ребенок обязательно улавливает связь между осязанием и слуховым образом.

Постепенно ребёнок начинает брать те предметы, которые у него на время забирают и держат перед ним, издавая определенный звук этими же предметами. Таким образом он понимает, что данный звук относится к предмету, который только что держал в своих в руках.
  
После того как слабовидящий ребенок приобретёт этот навык, следует понаблюдать, будет ли он брать в руку звучащий предмет, например бубен, который до сих пор не держал в руках. Если ему это удается — значит он достиг еще одной вехи в своем развитии. Достаточно слухового восприятия, чтобы малыш потянулся за предметом. Когда ребенок уже умеет ориентироваться на слух, можно шаг за шагом усложнять задачу, и обустраивать домашнее пространство, исходя из потребностей и возможностей всех членов семьи.





Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com