Развитие мелкой моторики рук через игру

28.03.2018
Развитие мелкой моторики рук через игру

Статью подготовила психолог «Елизаветинского сада» (АНО ММДЦ) Маргарита Станиславовна Трунова для Ресурсного центра в рамках реализации проекта «Счастливая семья. Комплексная социальная поддержка и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами с ДЦП».

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребенка параллельно, но отличаются друг от друга.

Крупная моторика — это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребенка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия.

Сенсорика — это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребенка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать Л.В. Антакову-Фомину, М.М. Кольцову, Е.И. Исенину.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от ее развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т.п.;
  • пальчиковые игры;
  • массаж кистей и пальцев и т.д.;
  • лепка.

Уважаемые родители!
  • • Будьте чуткими к сигналам, которые подает ребенок, к его увлечениям. Подталкивайте его к инициативным и самостоятельным действиям.
  • • Следите, чтобы ребенок находился в устойчивой, стабильной позе, так ему легче сконцентрироваться на игре — не нужно все время думать о том, как удержать равновесие. К тому же легче действовать руками и ногами, если сидишь или лежишь правильно.
  • • Помните, что ребенок с ДЦП может нуждаться в помощи, чтобы время от времени сменить позу. Даже минимальное изменение может быть значительным. Помогите ребенку передвигаться с места на место в помещении, чтобы он мог составить себе реальное представление о комнате.
  • • Пестрый мат на полу или цветастая скатерть на столе, как правило, не являются хорошим фоном для детской игры. Они отвлекают и затрудняют возможность различать игрушки на пестром фоне.
  • • Некоторые дети могут быть особенно чувствительными к звуковому фону. Им комфортно играть в комнате, где нет громкой музыки или других отвлекающих звуков.
  • • Если у ребенка нарушено зрение, полезно держать все его игрушки в коробке или на подносе, чтобы ему было легче их найти.

Стимуляция ручной деятельности
Если у ребенка проблемы с контролем мышц рук, чрезвычайно важно поощрять его как можно больше действовать руками, чтобы развивать их ловкость и мышечный контроль. Следующие игры побуждают ребенка разжать кулачок и начать пользоваться пальцами:

— Играйте с различными материалами и побуждайте ребенка воздействовать на них различным образом — трогать, щупать, гладить, тянуть, похлопывать.
— Играйте с песком (как сухим, так и мокрым) и землей.
— Играйте с водой (а также с пузырями, красящими веществами, разноцветными съедобными хлопьями и т.п.)

1.jpg

— Играйте с тестом для лепки.
— Замесите тесто из кукурузной муки с водой. Его консистенция позволяет вытягивать массу в различных направлениях и лепить из нее различные фигуры.
— Дайте ребенку поиграть с остывшими макаронами.
— Попробуйте также игру с кремом для бритья или кремами для лица, особенно марками, содержащими вязкие вещества (например, крем Nivea).

2.jpg

— Рассматривайте вместе с ребенком книги, изготовленные из бумаги и картона различной плотности, и побуждайте ребенка трогать страницы и обложки.
— Пусть ребенок месит руками тесто для пирога.
— Играйте со следующими материалами: фольгой от бутылок, оберточными материалами, старыми газетами и журналами, тканями (в том числе ковровыми и обивочными), мягкими мячами, ватными шариками.
— Играйте с музыкальными игрушками.
— Порисуйте с ребенком пальцами.

3.jpg

— Плескайтесь и брызгайте водой в ванне или бассейне.
— Играйте с ребенком в «ладушки». Это поможет ему раскрывать ладошку.
— В бассейне учите ребенка толкать мяч по воде. Поиграйте, толкая мяч друг ко другу.
—Кладите в ванну небольшие губки, побуждайте ребенка брать их и выжимать из них воду.

Размашистые движения руками
— Давайте ребенку небольшие погремушки, а также привязывайте погремушки или колокольчики к его запястьям или нашивайте на рукавички, чтобы побудить его двигать руками.
— Натяните над кроваткой, манежем или стульчиком ребенка шнурок и привяжите к нему игрушки так, чтобы ребенку было легко дотянуться до них сидя или лежа на спине. Используйте различные игрушки и регулярно меняйте их, чтобы ребенку не становилось скучно. В качестве игрушек можно использовать любые яркие и привлекательные для ребенка предметы: колокольчики, цветную бумагу, картинки, погремушки, зеркала, бусины, небьющиеся елочные игрушки, ключи и т.п. Можно использовать также любые предметы, издающие при столкновении интересные и привлекательные звуки, например, металлические крышки от бутылок.

Хватание предметов
Играйте с:
— пластмассовыми коробками, обтянутыми различными материями и наполненными различным содержимым — сухим горохом, пуговицами, макаронами, монетами и т.п. Будьте осторожны! Всегда внимательно наблюдайте за ребенком во время игр с мелкими предметами!

4.jpg

— мягкими кубиками, которые легко взять в руку;
— небольшими погремушками, резиновыми кольцами и обручами;
— дюбелями (оптимальный размер примерно 10х1,25 см в диаметре), завернутыми в различные материи, например, серебряную фольгу, мех, бархат, упаковочный материал.

Умение ставить, класть и отпускать предметы
— Научите ребенка опускать предмет, который он держит в руке, на твердую поверхность или в вашу ладонь.
— Поощряйте ребенка бросать с высоты предметы, издающие при падении привлекательные звуки. Поставьте около eго стульчика жестяную коробку из-под печенья, куда предметы будут падать со звоном. Подвесьте предмет на шнурке или резинке, чтобы ребенок мог снова и снова бросать его и опять поднимать.
— Учите ребенка класть предметы в широкую и плоскую коробку, желательно изготовленную из материала, издающего звон при соприкосновении с предметами (например, жестяную коробку из-под печенья). Постепенно уменьшайте размер отверстия в коробке.
— Учите ребенка помещать предметы (например, мячики для настольного тенниса) в пластиковую бутылку. Сначала срежьте горлышко бутылки, чтобы отверстие было большим; затем постепенно уменьшайте размер отверстия.
— Поместите один предмет на другой (например, игрушечную машинку на перевернутую коробку из-под печенья), а затем с шумом столкните его на пол. Начните с крупных предметов, которые удобно брать в руки. Затем переходите к более мелким предметам (например, стройте и разрушайте башни из деревянных, пластиковых или мягких кубиков).
— Учите ребенка перекладывать предметы из одной коробки или ящика в другую.

5.jpg

— Бросайте или катите мяч по направлению к ребенку и поощряйте ребенка возвращать его вам.
— Учите ребенка складывать различные предметы в коробки, ящики, корзины, мешки, в центр обруча, лежащего на полу, и т.п.
— Учите ребенка самостоятельно брать и есть ломтики овощей и фруктов, тосты, печенье и т.п.
— Поощряйте ребенка помогать вам в уборке игрушек. Учите его класть игрушки в соответствующие коробки.

Умение указывать пальцем
Для навыков мелкой моторики, в особенности для письма, очень важно, чтоб указательный палец был достаточно сильным.
— Учите ребенка играть на детском пианино, нажимать кнопки, выключатели, дверные звонки.

6.jpg

— Учите ребенка показывать картинки в книгах и людей на фотографиях. Задавайте вопросы типа: «Где велосипед?» и поощряйте ребенка указывать на соответствующую картинку пальцем.
— Рассматривайте вместе с ребенком «звуковые книги», которые при нажатии на кнопку издают различные звуки.
— Используйте игрушки, работающие от нажатия кнопки: заводные игрушки, машинки, игрушечные кассовые аппараты, детские магнитофоны и т.п.
— Рисуйте пальцами вместе с ребенком.

8.jpg

— Учите ребенка набирать номер на телефоне «старого типа» с вращающимся диском.
— При пускании мыльных пузырей пусть ребенок трогает и протыкает пузыри пальцем.
— Поощряйте ребенка рисовать пальцем на запотевшем стекле, сухом или влажном песке.
— Во время приготовления теста давайте ребенку поиграть с ним. Поощряйте его пальцем проделывать в тесте ямки.
— Играйте с мячиками для настольного тенниса.
— Играйте с куклами-марионетками, надевающимися на пальцы.


Умение брать предметы двумя или тремя пальцами
Общее правило: начинайте тренировки с легкими предметами, которые хорошо умещаются в руку, затем переходите к предметам более тяжелым, а также меньшим и большим по размеру.
— Стройте вместе с ребенком башни из кубиков, монет, стаканчиков, пуговиц, других игрушек и предметов домашнего обихода.
— Учите ребенка складывать детали конструктора, кубики, катушки, пуговицы и т. п. предметы в коробки и ящики.
— Нарисуйте и вырежьте из бумаги маленькие фигурки рыб, лягушек, уток и других водоплавающих животных. Нарисуйте на листе бумаги пруд. Пусть ребенок поместит вырезанных животных в «пруд».
— Нарисуйте силуэт машины, собаки и т.п. и побуждайте ребенка вклеивать внутрь силуэта цветные наклейки-стикеры. Вы можете обвести контуры силуэта клеем, чтобы создать четкую границу.
— Играйте с фломастерами, а также книжками с наклейками.
— Поиграйте в игры, где требуется помещать предметы в различные емкости, например:
Опускайте каждую фигурку в свое «окошко», используя всякого рода игрушки с прорезями. В этой серии особенно хороши те, что издают различные звуки. Такую игрушку можно сделать своими силами, вырезав фигурки из крышки какой-нибудь жестянки (например, банки из-под молочной смеси).
— Запускайте машинки, мячи или шарики по «дорожкам» или «туннелям», изготовленным из картона.
— Учите ребенка опускать письма в почтовый ящик, вставлять кассеты в магнитофон, ставить книги на полку, тарелки в сушилку, посуду на поднос, опускать монеты в копилку и т.п.
— Собирайте пазлы вместе с ребенком. Обычно бывает довольно трудно увлечь ребенка пазлами, сами по себе они не слишком интересны. Поэтому старайтесь выбирать картинки, интересные ребенку. Возможно, более интересным будет для него собирание картинок из кубиков или сцепление вагонов игрушечного поезда.
— Пускай ребенок сажает прищепки на край картонной коробки или отщипывает кусочки от теста для лепки.
— Учите ребенка разламывать печенье на кусочки.
— Поощряйте ребенка самостоятельно есть продукты, подающиеся мелкими кусочками, например, сушеные фрукты, чипсы, шоколадные конфеты и т.п.
— Учите ребенка нанизывать большие бусины на толстую и тугую веревку (начать можно с бельевой). Затем постепенно переходите на более тонкие веревки (шнурки, нитки) и бусины меньшего размера.
— Учите ребенка закрывать банки и бутылки крышками, а ручки — колпачками.
— Играйте с заводными игрушками.

9.jpg

Вращение предметов
Используйте следующие приемы:
— Учите ребенка поворачивать вращающиеся ручки дверей, детали игрушек, регуляторы громкости на детском магнитофоне и т.п., откручивать крышки банок и бутылок.
— Учите ребенка вертеть мяч, крутить юлу и т.п.
— Учите ребенка переворачивать карточки в детском лото и подобных играх.

10.jpg

Стимуляция двуручной деятельности
Хотя у большинства людей ведущей является одна рука, ребенку необходимо развивать мускульную силу и способность управления обеими руками для выполнения задач, требующих использование обеих рук. Поощряйте игры и занятия, требующие действий двумя руками. Если одной рукой ваш ребенок владеет хуже, чем другой, придумывайте игры и занятия, развивающие его слабую сторону;
— Научите ребенка перекладывать предметы из одной руки в другую. Дайте ему одну игрушку, затем другую, но следите за тем, чтобы он не бросал первую, а переложил ее в другую руку. Игрушки должны быть парными — например, две барабанные палочки, два кубика, которыми можно стучать друг о друга, чашка и ложка к ней.
— Поместите игрушку непосредственно перед ребенком, чтобы он мог дотянуться до нее обеими руками. Если хотите развивать какую-то одну руку, поместите игрушку с этой стороны.
— Устраивайте игры с водой и песком. Поощряйте ребенка перемещать воду и песок из одной чашки, ведерка, формочки и т. п. в другую.

11.jpg

— Учите ребенка бросать, ловить и катить большой мяч.
— Учите ребенка раскатывать скалкой или месить обеими руками тесто.
— Учите ребенка во время еды держать ложку одной рукой, а другой придерживать тарелку или чашку.
— Используйте игрушки, которые необходимо соединять и разъединять двумя руками (например, детали конструктора или рельсы игрушечной железной дороги).
— Во время приготовления пищи учите ребенка размешивать продукты в миске, придерживая ее одной рукой.
— Учите ребенка кормить, купать, а затем и одевать кукол.
— Учите ребенка играть на ударных инструментах (барабане, бубне, цимбалах).
— Учите ребенка играть с игрушечным набором инструментов (молотком, отверткой и т. п.)
— Учите ребенка снимать колпачки с ручек и фломастеров, крышки с тюбиков зубной пасты и т. п., а затем надевать их обратно.
— Поощряйте ребенка хлопать в ладоши, особенно под музыку или в ходе игры вроде «Ладушек».
— Пуская мыльные пузыри, учите ребенка ловить их ладонями.
— Нанизывайте бусины на нитку.
— Поощряйте ребенка рвать бумагу двумя руками: одной рукой держать, другой отрывать узкие полоски.
— Используйте неустойчивые игрушки, которые необходимо придерживать одной рукой при игре.

12.jpg


Если ребенок хуже владеет одной рукой:
— Когда ребенок находится в кроватке или в ванне, размещайте игрушки со стороны «слабой руки».

13.jpg

— Если ребенок предпочитает есть только одной рукой, вкладывайте ложку и вилку то в одну, то в другую руку.
— Располагайте игрушки со стороны «слабой руки» ребенка, чтобы он играл с ними «слабой рукой» или хотя бы перекладывал их в «сильную руку».
— Предлагайте ребенку игры «слабой рукой» с мягкими материалами, например, мягким мячиком, ватой или тестом.
— Надевайте на «сильную руку» рукавичку или носок и побуждайте ребенка стягивать его «слабой рукой».


Укрепление плеч и предплечий
Для развития тонких движений пальцами очень важно, в частности, укрепление мышечной силы плеч и предплечий.
— Поиграйте с ребенком в «тачку»: возьмите его за ноги, и пусть передвигается на руках. Если ребенок не может удержать свой вес на руках, поддерживайте его за бедра.
Проползание по узким проходам укрепляет плечи. Поощряйте ребенка проползать через туннель (спортивный снаряд), узкие проходы и т. п.
— Пусть ребенок встает на четвереньки. Пока он находится в этой позе, играйте с ним в то, что ему нравится,— собирайте пазлы, играйте с шариками, карточками и т.п.
— Научите ребенка становиться на четвереньки и вытягивать одну руку и противоположную ногу. Повторяйте упражнение, меняя руки и ноги.
— Учите ребенка отжиматься, поставив руки на уровне живота.

Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными руками, а также обогатить список его навыков и способностей. Важно регулярно заниматься с ребенком, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме. Ребенок не может учиться, когда ему неинтересно, и поэтому мы должны приложить все силы, чтобы пробудить в нем интерес – натолкнуть его на новую мысль, помочь придумать новую игровую ситуацию. Предлагая малышу ту или иную игру, убедитесь, что она не выходит за пределы его возможностей, ведь для него игра – единственный способ добиться успеха и учиться.

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов
и Комитета общественных связей г.Москвы.



Список литературы:
1. Финни Нэнси «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие»;
2. Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком»;
3. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции».

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com