Разговор мамы о кружках и поильниках

30.09.2018
Разговор мамы о кружках и поильниках

Статью подготовила специалист по социально-бытовой абилитации АНО «ММДЦ» «Елизаветинский сад» Ирина Юрьевна Образова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Маленькому ребенку с нарушениями работы мышц челюстно-лицевой области научиться пить из чашки сложно, какое-то время вам придется помогать ему. Для этого необходимо контролировать положение всего тела и головы, и особенно внимательно управлять челюстями. Как было сказано, недостаточно просто влить жидкость ребенку в рот. Заставить его пить пассивно – значит не учить его, а вызывать повышение чувствительности слизистой рта, спровоцировать попадание жидкости в дыхательное горло (ребенок поперхнется) и даже аспирацию жидкости, то есть еще более осложнить ситуацию.

Начните с использования пластикового стаканчика с защитным ободком. С одной стороны сделайте выемку для носа, она позволит максимально приподнимать стакан и выпивать все до конца, не задирая голову, а вы сможете все время наблюдать за процессом и контролировать его.

Есть еще некоторые тонкости правильного питья, с которыми можно более подробно ознакомиться в настольной книге каждого педагога, работающего с детьми с диагнозом ДЦП – «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие» Нэнси Финни.

Выбираем время, место и материалы для обучения (как правило, в нашем Центре это режимные моменты, то есть время обеда или полдника, когда педагог уделяет ребенку достаточно времени для целенаправленного осмысленного обучения). Каждый формируемый навык разделяем на этапы. Для каждого ребенка может быть свое количество шагов (либо 3-4 длинных, либо 12 коротких, в зависимости от возможностей ребенка). Специалисты «Елизаветинского сада» пользуются следующей таблицей: (см. таблицу 1 и 2).

1.png

2.png

Итак, приступим непосредственно к Программе.

Мы начинаем обучение только после того, как ребенок уже научился пить из чашки, которую держит взрослый.
Работайте с пластмассовой чашкой (без ручки) или со стаканом, достаточно узким для того, чтобы ребенок мог легко обхватить его руками. Специалисты «Елизаветинского сада» для обучения подбирают чашку для каждого ребенка индивидуально.

Наполните чашку на четверть любимым напитком вашего малыша.
Сначала заниматься нужно будет в то время, когда, по вашему мнению, ребенок может испытывать жажду, а вы не очень заняты. Мы бы порекомендовали вам промежуток между двумя приемами пищи. Когда вы оба привыкните к этой новой программе, можно будет заниматься с ребенком в любое время, когда бы он ни захотел пить.

Усадите ребенка за стол на стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время питья надлежащий комфорт.

Заметим, что напиток, сам по себе, должен стать достаточным вознаграждением, разумеется, наряду с похвалой.

Программа. Часть 1

На протяжении всего урока стойте позади ребенка. Обхватите его руками чашку, а сверху поместите свои руки.
Проделайте один за другим следующие шаги:
1. Поднесите чашку к его рту.
2. Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.
3. Поставьте чашку на стол.
4. Уберите свои и его руки. Скажите: "Молодец! Ты пьешь из чашки!"

Повторяйте эти шаги до тех пор, пока ребенок не выпьет все содержимое чашки.

Продолжайте заниматься подобным образом в течение четырех или пяти уроков или до тех пор, пока не почувствуете, что малышу удобно, когда вы им так руководите.

Следите за тем, чтобы ваша помощь не была чрезмерной и чтобы ребенок сам тоже принимал участие в работе.

Прежде чем вы перейдете ко второй части программы, убедитесь, что он научился крепко держать чашку в руках.

Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите к части 2 программы и прорабатывайте каждый ее шаг.


Программа. Часть 2

После того как ребенок овладеет одним шагом и сумеет на протяжении четырех или пяти уроков успешно проделать необходимые действия без вашей физической помощи, переходите к следующему шагу.

1. Продолжайте направлять руки ребенка, как вы это делали в первой части программы, до того момента, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. В этот момент уберите свои руки и позвольте ему самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно!
2. Уберите свои руки, после того как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе три четверти пути.
3. Уберите свои руки, после того как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе половину пути.
4. Уберите свои руки, после того как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе четверть пути.
5. Уберите свои руки, сразу после того как ребенок сделает глоток, и дайте ему поставить чашку на стол самостоятельно. Теперь он уже усвоил вторую половину умения пить из чашки! Пора начинать меньше помогать ему поднимать чашку и подносить ее ко рту.
6. Помогайте ребенку, пока он не донесет чашку до рта. Уберите свои руки. Дайте ему самостоятельно наклонить чашку и сделать глоток. Вернуть чашку на стол он теперь может сам.
7. Помогайте ребенку подносить чашку ко рту до того момента, когда она окажется почти у его рта. Уберите свои руки и дайте ему самостоятельно донести ее до губ и сделать глоток. Поставить чашку на стол он и в этом случае сможет сам.
8. Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

В статье использовались материалы из книги Брюса Л. Бейкера и Алана Дж. Брайтмана «Путь к независимости».









Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com