Подготовка к школе для детей с ДЦП
×

Подготовка к школе для детей с ДЦП

15.08.2018
Подготовка к школе для детей с ДЦП

Статью подготовила логопед-дефектолог АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Анна Евгеньевна Медведева для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, тех, кто может обучаться по общей программе и успевать её осваивать в соответствии с установленными требованиями. Однако в реальности многие дети имеют особые образовательные потребности, и к данной категории относятся и дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Наряду с ограниченными двигательными возможностями, дети с ДЦП зачастую лишены нормального общения вследствие нарушения речевых функций. Эти нарушения безусловно сказываются на психофизическом развитии ребёнка в целом.

Как преодолеть эту проблему и безболезненно перейти к школьному обучению? Ее решение возможно только при дополнительной подготовке и развитии дошкольника по специальной программе, предусматривающей развитие личностной и волевой и социально-психологической готовности к обучению в школе. Именно такую программу мы используем в нашем центре в группе детей предшкольной подготовки.

Целью данной программы является формирование предпосылок для последующей интеграции в школьной среде, то есть активного участия в учебной деятельности и жизни школьного социума. Нашими специалистами была проведена исследовательская работа, в рамках которой выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются дети, попадая в школьную среду.

Основные типичные трудности:
 завышенный либо заниженный темп происходящего (ребёнок не успевает выполнять задания вместе со всеми или не умеет подождать других);
 пугающие и раздражающие сенсорные впечатления (ребёнок не выносит того, что его руки испачканы в краске и поэтому не может продуктивно работать на уроке труда; или он боится, что кто-то из детей прикоснется к нему на перемене, и целый день не встаёт со своего места);
 огромное количество впечатлений (ребёнок не может сконцентрироваться на словах учителя, отвлекаясь на скрип двери, упавший карандаш или слова соседа по парте);
 быстрая утомляемость и нарушение концентрации внимания (дети начинают много двигаться, совершать непроизвольные судорожные движения. Это очень мешает им и может доставлять дискомфорт);
 адаптационные проблемы;
 коммуникативные проблемы (в силу нарушенной речевой функции);
 высокая степень утомляемости.

Таким образом, занятия, проводимые в группе для детей с ДЦП по подготовке к школьному обучению, построены с учётом решения вышеназванных проблем. Например, продолжительность занятий увеличивается постепенно, начиная с 10 минут и далее, по мере адаптации детей. Кроме того, все занятия повторяются несколько раз, что даёт ребёнку возможность успешно усвоить материал. На занятиях обязательно присутствует детский психолог, который регулирует эмоциональное состояние детей.

Первое занятие в этой группе направлено на знакомство детей друг с другом и педагогами, ведь очень важно установить эмоциональный контакт. На этом занятии педагоги рассказывают детям, что такое школа, урок, звонок, перемена и проч.

Новая информация на занятиях подаётся блоками с целью предотвращения утомления детей. В перерывах проводятся физминутки, пение песенок, чтение интересных рассказов и т.д.
Работу группы по подготовке детей с ДЦП к школе целесообразно представить в триаде «ребёнок - родитель - педагог» (см. рисунок 1):

1.jpg

Рисунок 1- Схема взаимодействия ребёнка, родителей и педагогов

Для родителей, воспитывающих детей с ДЦП, проводятся мастер-классы, консилиумы с участием специалистов, лекции, вебинары и терапевтические занятия с психологом. Работая в тесном тандеме и одной командой, можно преодолеть трудности адаптации детей с ДЦП к школьному обучению.

Занятия в группах проходят в атмосфере, приближенной к школьной (наличие доски, парты, звонка, расписания). Педагоги способствуют обучению грамоте детей, формированию элементарных математических представлений, познанию окружающего мира и развитию навыков ручного труда и речи.

Развитие коммуникативных способностей происходит через применение средств альтернативной коммуникации. Обучение альтернативной коммуникации во время подготовке к школе идёт в течение всего дня. Специалист по альтернативной коммуникации, изучив возможности каждого ребёнка, предлагает разные способы общения. Выбор средств альтернативной коммуникации индивидуален для каждого. Так, на занятиях дети успешно пользуются карточками, фотографиями, коммуникативными кнопками, коммуникаторами, используют в общении Tobiieyetracker (управление компьютером с помощью взгляда).

Вся команда специалистов, работающая с данной группой, постоянно стимулирует детей применять альтернативные средства коммуникации для развития навыков общения.

При выборе средства альтернативной коммуникации могут возникнуть сложности в том случае, если ребёнок равнодушен к предлагаемым средствам, либо проявляет интерес сразу к нескольким из них. Специалист должен грамотно подойти к этому вопросу, поскольку от этого зависит дальнейшая судьба коммуникативных навыков.

Многие дети признают общение посредствам взгляда или жестов, педагоги в совместной работе с родителями и ребенком стараются развить и расширить эти навыки и учат понимать обращённую к ребенку речь.

После реализации специальной программы предшкольного обучения в нашем центре дети с ДЦП должны:
 усвоить роль школьника (освоение ситуации урока);
 принять роли «учитель-ученик»;
 повысить собственную мотивацию к различным видом учебной деятельности;
 выполнять простые инструкции;
 сформировать коммуникативные навыки через использование выбранного средства альтернативной коммуникации (жест, графический символ, картинка, фотография, кнопочный или электронный коммуникатор и т.д.).

По завершению обучения, специалисты составляют коммуникативный паспорт на каждого ребёнка, который включает в себя:
 общую информацию о ребёнке: его имя, возраст или дата рождения, адрес проживания и год обучения;
 средство альтернативного общения, которое доступно ребенка;
 владение навыками самообслуживания;
 предпочтения ребёнка в игровой деятельности;
 контактные данные семьи ребёнка;
 информация о соматических и физиологических особенностях.

Собранная и проанализированная информация может помочь в дальнейшем педагогу и ребёнку при поступлении в школу. Учитель начального звена обучения получит важную информацию по планированию своей деятельности и построению пути общения с ребёнком.

Таким образом, подготовка детей с ДЦП к школьному обучению с применением альтернативных средств коммуникации значима и актуальна. Она безусловно поможет в становлении его интеллектуальной, социальной, а главное эмоциональной зрелости.


Список использованных источников

1. Наседкина С.О. Применение технических средств альтернативной коммуникации в обучении детей с ДЦП [Текст]/ Газета «1 сентября» - № 5. - 2015. - С. 4.
2. Пирогова М.Л. применение альтернативных средств коммуникации для детей с ограниченными речевыми способностями [Текст]/ -М.: Астрель. - 2016. - С. 125.

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru