Статью подготовила логопед АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Светлана Анатольевна Гольчевская для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.
В организации логопедической работы с ребенком существуют два направления:
• развитие неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, пространственных представлений, координации движений, чувства ритма и темпа;
• развитие речи и коррекции речевых нарушений: фонематического восприятия, силы голоса, подвижности артикуляционного аппарата, автоматизации и дифференциации звуков.
На занятиях с ребенком хорошо помогает музыка. Пение нормализует дыхание, задает темп речи, благотворно влияет на эмоциональное развитие.
Музыка тесно связана с движением и ритмом (о темпе и ритме речи мы говорили в сентябрьской статье). Под пение и музыку проводятся пальчиковая гимнастика, артикуляционные упражнения, игры на развитие памяти, внимания и мышления.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Важно развить понимание речи. Как выстроить диалог с ребенком, у которого в активе 3-6 слов и который не может или не хочет повторить за вами ни одного нового слова?
В таком «диалоге» мама исполняет две роли: она играет и саму себя, и ребенка. Другими словами, она одновременно является и обучаемым, и обучающим: мама сама спрашивает себя и сама себе отвечает.
Цель таких «диалогов» с неговорящими детьми - развить у малыша понимания речи, внимания и памяти, а также вызвать желание подражать речи окружающих.
Больше играйте с детьми, четко называя игрушки и действия с ними. Если ребенок не умеет играть, концентрировать внимание на конкретной игрушке, хватается за всё или, наоборот, бессмысленно повторяет одно и то же действие, то его необходимо как можно скорее научить играть. Такой малыш может, например, часами нажимает кнопку «включения-выключения» музыкальной игрушки или многократно открывает-закрывает кран с водой.
Вы можете обучать ребенка игре как в неожиданно создавшейся ситуации (что более естественно для игры), так и в специально отведенное время (например, на занятии со специалистом,).
О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку.
КАК УЧИТЬ МАЛЫША ИГРАТЬ И КАКУЮ ИГРУШКУ ВЫБРАТЬ?
Для начала разделите игрушки ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использоваться вами в обучающих целях и не будут попадать в поле зрения малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и будет явиться для него приятным сюрпризом.
Придумывая и создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками, взрослый стремится вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Достичь этого вы можете только в том случае, если у вас будет искренне желание играть и вы будете пребывать во время игра в своем хорошем настроении. Малейшая неискренность мамы или папы будет сразу же «считана» ребенком и вызовет у него негативную реакцию.
Полезно стимулировать у детей отраженные действия, а именно: «сделай, как мама, папа, брат, сестра и т.п.».
Вот несколько примеров обучения игре детей, совсем неумеющих играть:
ПОИГРАЕМ НА БАРАБАНЕ. Взрослый показывает ребенку озвученную игрушку, издает на ней звук, сопровождая пением: бам-бам-бам. Потом он берет малыша за руку, побуждая выполнить то же самое (постучать по барабану, нажать кнопку, подуть в дудочку). Двигаясь по комнате, играя и напевая, мама добивается того, что ребенок следил за движущимся источником звука.
КУДА УКАТИЛСЯ МЯЧИК? Взрослый садится за стол и берет на руки ребенка. Прокатывая от себя по столу мячик или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Потом можно вместе отыскать мяч на полу.
ПОЙМАЙ ЗАЙЧИКА. Взрослый прячет за подушку игрушку, предупреждая ребенка, что сейчас зайчик выпрыгнет и надо его поймать. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте, а затем - то справа, то слева от подушки. Важно, чтобы ребенок следил за ее передвижением.
ПОДРАЖАНИЕ ДВИЖЕНИЯМ РУК, НОГ, ГОЛОВЫ. Например, взрослый ставит или сажает ребенка напротив себя, затем поднимает руки вверх: «птички полетели». Потом он предлагает ребенку сделать то же самое: «Покажи, как птички полетели», «Потопай ножками», «Покачаем головкой» и т.д.
ОТ ИГРЫ К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ И МЫШЛЕНИЯ
Развитие слухового внимания и памяти проводится в игре с набором хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек: колокольчика, барабана, шарманки и пр. Например, игра «Послушай и угадай, на чем играла мама». Ребенок не видит игрушку, но должен ее угадать по звучанию. Лучше начинать такую игру с двух игрушек, постепенно добавляя новые. Звучащие игрушки можно заменить на хорошо знакомые ребенку предметы, такие как деревянная разделочная доска (найдется на кухне), тарелка, кастрюля.
Сличение и сортировка предметов по цвету, форме, величине. Сличать и сортировать можно кубики, матрешек, ложки (чайные и столовые) и проч. Полезно использовать разноцветные носочки ребенка («найди пару»), майки, платочки.
В такой игре необходимо:
• учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет или хочет взять. Для этого вы можете произнести: «Посмотри внимательно. Посмотри глазками»;
• не добиваться от малыша запоминания названий цветов, форм или величин. Внимание стоит сосредоточить на "одинаковости" предметов. Для этого вы можете произнести: «Посмотри и найди такой же». Словесные обозначения признаков предметов усваиваются детьми позже, после овладения фразовой речью.
Поиграйте с ребенком в игры-загадки. Положив перед ребенком 2-3 знакомых предмета или их изображения, предложите: «Чем ты ешь суп и кашу?» или: «Покажи то, чем мама причесывает тебе волосы!».
С детьми, у которых уже есть потребность в осмысленной игре, можно разыгрывать события из их жизни или фрагменты из любимых мультфильмов и телепередач. Не забудьте продумать сценарий и активно сопровождать свои действия речью.