Игры, направленные на физическое развитие

05.02.2018
Игры, направленные на физическое развитие

Статью подготовила психолог Елизаветинского детского сада (АНО ММДЦ) Маргарита Станиславовна Трунова для Ресурсного центра в рамках реализации проекта «Счастливая семья. Комплексная социальная поддержка и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами с ДЦП».     

Развитие моторики в раннем возрасте является важной задачей для развития ребенка в целом. Любой ребенок, ограниченный в передвижении, отстает в развитии в познавательной сфере. Его исследования окружающего мира в этом случае исчерпываются очень небольшим пространством, расположенным вблизи него. Все дети хотят двигаться, исследовать окружающий мир, взаимодействовать с людьми и игрушками. Оказание ребенку продуманной поддержки дает ему возможность делать то, что он хочет, но не может без посторонней помощи из-за своих физических проблем. Несформированность крупной (грубой) моторики (движения руками, ногами, туловищем и т. д.) проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести), в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений по показу или словесной инструкции. Учеными замечено, что если ребенок поставлен в условия хронической гипокинезии (ограничение произвольных движений, малая подвижность), то у него развиваются своеобразные компенсаторные двигательные действия: раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и др. Превращаясь в автоматические, эти действия в какой-то мере удовлетворяют необходимую потребность ребенка в движениях. Такие компенсаторные действия, превращаясь во вредные привычки, препятствуют развитию у ребенка необходимых двигательных актов и могут быть устранены лишь длительными систематическими занятиями.

Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи.

Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие.

Навыки крупной моторики — это фундамент, база для формирования тонких движений рук.

Ребенок, который может сохранять равновесие и передвигаться, ни в коем случае не должен все время играть сидя. В противном случае у него не будет возможности приобретать новый опыт. Когда ребенок передвигается во время игры, он использует новые образцы движений, приобретает новые впечатления и навыки. Если, к примеру, малыш учится переходить из положения сидя в положение стоя на четвереньках, постарайтесь закрепить данный навык в игре, например, кладите игрушки так, чтобы ребенку нужно было выполнить это движение.

Больше движения

• Для развития двигательных навыков ребенка спойте ему эту зажигательную песенку, подобрав или сочинив подходящий мотив и сопровождая слова действиями:

Поднимаем руки вверх,
Руки вверх, руки вверх,
Поднимаем руки вверх,
Хлоп, хлоп, хлоп!
Опускаем руки вниз,
Опускаем руки вниз,
Хлоп, хлоп, хлоп!

• Можно попробовать и кое-что другое:

Поднимаем ножку вверх…
Разведем-ка руки в боки…
Отправляемся в поход, топ, топ, топ и тд.

Велосипед

• Положите ребенка на спину и двигайте его ножки, как будто он едет на велосипеде.

Внимание! Не прилагайте усилий, если чувствуете, что малыш сопротивляется, – придумайте что-нибудь другое.

• Напевайте при этом какую-нибудь веселую песенку вроде известной «Мы едем, едем, едем в далекие края…».

• Попробуйте сами придумать несложный стишок или спеть на мотив «Мы едем…»:

Крути, крути педальки
Быстрей, быстрей, быстрей.
Чудесная прогулка,
Нам вместе веселей.

Прыг-скок

• Посадите ребенка себе на колено, крепко держа под мышками.

• Подбрасывая его на колене, читайте или пойте следующий стишок:

Прыг-скок, прыг-скок,
Вверх и вниз
И все сначала.
Прыг-скок, прыг-скок,
Оп, но только чур не падать.
(Наклоните малыша в сторону.)

• Прочитайте стишок еще раз и наклоните ребенка в другую сторону.

• Теперь повторите стихотворение снова и на слове «оп», крепко держа малыша, дайте ему отклониться назад.

Катимся, катимся

• Большие надувные шары – превосходная опора для малышей.

• Один из способов использования шара – положить на него малыша животиком вниз.

• Надежно придерживая малыша обеими руками, медленно перекатывайте шар вперед-назад.

• Перекатывая шар, напевайте следующую песенку на мотив «Голубого вагона»:

Катится, катится
Мяч вперед, мяч назад.
Весело, весело
Нам с тобой играть.

Где мой малыш?

• Эта игра укрепляет спину и шею.

• Лягте на спину и положите ребенка себе на живот.

• Крепко обхватив его под мышками, поднимите малыша вверх так, чтобы его личико находилось прямо напротив вашего лица.

• Проговаривайте следующие слова и выполняйте описанные действия:

Где мой малыш?
Вот он где. (Поднимите его вверх.)
Где мой малыш? (Опустите ребенка на живот.)
Вот он где. (Снова поднимите его вверх.)
Где мой малыш? (Опустите ребенка на живот.)
Высоко, высоко, высоко. (Высоко поднимите ребенка.)
Высоконько, высоконько, вверх

• Упражнения для рук и ног помогут вашему малышу развивать мускулы и координацию движений.

• Самое подходящее время для этой игры – когда ребенок лежит на спине.

• Поднимайте одну ножку, повторяя при этом:

Высоконько, высоконько, вверх.
Раз, два, вниз. (Опустите ножку вниз)

Внимание! Никогда не заставляйте ребенка выполнять данное упражнение. Если он сопротивляется, попробуйте поиграть в другой раз.

• Повторите упражнение со второй ножкой.

• Повторите то же с обеими ручками.

• Поднимайте обе ножки одновременно.

• Затем поднимайте одновременно обе ручки.

Ползком к игрушке

• Когда ребенок начинает ползать, поощряйте это движение, превратив его в игру.

• Положите в дали от ребенка игрушку или планшет.

• Опуститесь на пол и ползите к игрушке. Когда доползете до нее, возьмите в руки и притворитесь, будто сама игрушка говорит: «Ползи сюда… (имя ребенка), и возьми меня».

• Побудите ребенка ползти к игрушке.

• Если ребенок уже готов ходить, поместите игрушку повыше, чтобы он попытался приподняться и дотянуться до нее.

Любимая игра наших детей в саду – это кегли. Ребят, которые могут ползать, мы кладем на пол и в отдалении ставим кегли. Кто-то из малышей ползет прямо к кеглям, чтобы их сбить, кто-то перекатывается с боку на бок (дети любят сбивать кегли головой и другими частями тела).

Играя в эту и похожие игры, мы учитываем физические возможности ребенка: если он ползает плохо или сильно устает, то кегли ставим недалеко, если ребенок выносливый – то кегли находятся в отдалении.

Игра с мячом

• Как только ваш малыш научится сидеть, попробуйте подкатить к нему мяч.

• Для начала отлично подойдет мягкий мяч из ткани.

• Аккуратно подкатите к ребенку мяч и покажите, как его ловить.

• Детям очень нравится эта игра, и они приходят в восторг, когда мяч катится прямо на них.

• Во время перекатывания мяча напевайте:

Качу, качу я мячик,
К моей любимой крошке.
Качу, качу, качу, качу
К моей любимой крошке.

• Эта игра развивает ловкость и быстроту реакции.

Раз, два, три, удар (игра для детей, которые могут стоять)

• Покажите малышу, как вы держитесь за спинку стула и делаете воображаемый удар ногой в воздух.

• Поощряйте его следовать вашему примеру.

• Говорите: «Раз, два, три, удар», – и делайте мах ногой при слове «удар».

• Детям очень нравится слово «удар», а махи ногой укрепляют мышцы.

• Выполняйте махи вперед, назад и в стороны.

• Постарайтесь считать тихим голосом, а на слове «удар» повышайте его.

Тянем-потянем

• Эта игра позволяет укреплять мышцы плеча, и ребенку она очень понравится.

• Сядьте на пол напротив ребенка.

• Возьмитесь за один конец длинного шарфа, а другой дайте малышу.

• Начните осторожно тянуть свой конец на себя, показав малышу, как он должен тянуть шарф в свою сторону.

• Если он потянет слишком сильно, упадите вперед: дети приходят от этого в неописуемый восторг.

• Такая игра чрезвычайно полезна для мышц и приносит много радости малышам.

Мяч в корзине

• Эта игра одновременно и увлекательна, и полезна. Она учит ребенка координировать свои движения.

• Раздобудьте большую корзину для бумаг.

• Возьмите мяч, который удобно держать детскими ладошками.

• Начните с простого: ребенок должен просто уронить мяч в корзину.

• Постепенно отходите назад, с тем, чтобы ребенку нужно было уже забросить мяч, попав точно в корзину.

Примечание: Детям удобнее бросать мячи снизу.

Прыг-скок

Для детей, которые уже научились прыгать, предлагаем такую игру.

Выкладываем небольшие палочки (палочки от детской кроватки) параллельно друг другу на расстоянии около 30 см, допустим в количестве 5 штук и просим ребенка перепрыгнуть через каждую. Чтобы была какая-то цель, кладем на другом конце игрушку и просим ребенка принести ее Вам, возвращаясь назад, оббежав палочки.

На улице можно нарисовать линии на асфальте (например, обычные классики с цифрами) или линии на песке. Для тех, кто прыгать еще не научился, можно просто перешагивать препятствия.

С помощью этой игры можно учиться перепрыгивать препятствия, держась при этом за руку взрослого. Можно попрыгать вместе с ребенком.

Прокати мяч, пролезая в обруч

Взрослый держит обруч вертикально к полу.

Малыш наклоняется и толкает большой мяч руками так, чтобы он прокатился сквозь обруч.

После этого сам пролезает за ним сквозь обруч.

Повторить несколько раз.

Перенеси игрушки

Малыш переносит по одной игрушке на расстояние 3-4 м.

С игрушкой надо идти, без игрушки — бежать.

Сбей мяч

Положите на табурет большой мяч.

Малыш, стоя перед табуретом на расстоянии 1,5-2 м, по сигналу “Сбей мяч!” бросает маленький мяч (диаметр до 10 см) в большой, пытаясь сбить его.

Ходим на руках

Кладем ребенка животиком на мячик (диаметр примерно 20 см), держим за ножки и слегка толкаем вперед, а потом назад. Это упражнение развивает руки, плечи, шею, спину.

Когда малыш станет легко справляться с этим упражнением, то можно держать его за ножки, и он сам пойдет на руках. Желательно, чтобы тело ребенка было параллельно полу.

Как вариант, положить впереди игрушку, чтобы ребенок пытался ее достать.

Помните: если ребенку предлагаются задания, в которых у него мало шансов на успех, он испытывает досаду, начинает скучать и скоро теряет интерес к игре.

Ребенку очень важно научиться ориентироваться в пространстве. Поощряйте его двигаться в разных направлениях – назад, вперед или в стороны – и использовать для этого разные способы – ползти на четвереньках, идти стоя на коленях или просто ходить. Игры, в которых ребенок бросает из-за головы подушку, угадывает по звуку, раздавшемуся позади него, предметы или когда ему через голову перебрасывают мяч, учат его ориентироваться в пространстве. Когда малыш играет в считалки и песенки, которые предполагают определенные действия, дирижирует или танцует под музыку, катается с горки, качается на качалке, он узнает, как его тело, постоянно меняя положение, располагается в пространстве. «Каравай», «День и ночь», «Море волнуется», «Ручеек» и подобные игры помогают малышу освоить понятия «верх – низ», «кругом» и т. д. «Полоса препятствий» учит ребенка перелезать через барьер и проползать под ним, пролезать сквозь «тоннель» и обходить препятствия сбоку и вокруг. Прекрасные подвижные игры – прятки и движения по команде (ползком, кувырком и всеми другими возможными способами).

Со временем навыки, приобретенные во время игр, ребенок переносит в повседневную жизнь на окружающие предметы. Например, он выдвигает и задвигает ящики стола, открывает и закрывает дверцы шкафа и двери комнат, а вот завинчивать и отвинчивать различные детали он научится гораздо позже. Ребенок начинает с удовольствием есть сам, хотя и довольно неряшливо, активнее помогает вам, когда умывается, купается в ванне, одевается и раздевается. Позже он начинает подражать маме и вместе с ней чистит обувь, убирает на место вещи, занимается в саду у дома, раскладывает по полкам покупки и т. д. Он выполняет простые команды: «Поставь кружку на стол», «Принеси свои ботинки, я их почищу», «Сядь на стул, я надену тебе носки» и т. п.

 

Игра

Описание

«Каравай»

Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

 

Как на Машины именины

 

Испекли мы каравай:

 

Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)

 

Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)

 

Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)

 

Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)

 

Каравай, каравай,

 

Кого хочешь, выбирай!

 

Я люблю, признаться, всех,

 

А Машу больше всех.

«День и ночь»

Цель: двигательная активность, развивать умение бегать, не наталкиваясь, учить действовать по сигналу, развивать воображение.

 

Описание: Выбирается один водящий – сова, все остальные дети придумывают себе роли (зайчик, мышка, бабочка и т.д.) По сигналу педагога на слово «день» все персонажи перемещаются по территории, имитируя поведение животных, а сова спит. По сигналу «ночь» сова просыпается и отправляется на охоту, а все звери должны замереть, тех, кто пошевелиться, сова ловит. В качестве усложнения, можно перемещаться или менять позы пока сова не видит.

«Море волнуется»

Цель: формировать творческое воображение.

Игроки стоят на площадке и говорят:

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри.

 

В такт словам дети взмахивают руками. С последними словами останавливаются и замирают, приняв различные позы. Отмечаются самые интересные фигуры.

 

«Ручеек»

Задачи: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

 

Описание: дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

 

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

 

В любой игре, как и при любой другой форме обучения, очень важно дождаться ответа ребенка, его реакции. Слишком просто не удержаться и сделать вместо ребенка то, что вы от него ждете, – гораздо важнее дать ему возможность сделать это самому. Когда вы показали ребенку, что надо сделать, подождите – ваше ожидание будет побуждать его выполнить задачу. Вы показываете ему, что вы ждете его участия в игре. Если он попытался воспроизвести ваши движения и звуки, повторите их снова и подождите еще – так вы покажете, что теперь его очередь. Слишком быстрые или слишком частые задания могут отбить у малыша желание играть, и он не станет больше стараться. Он даже может решить, что его роль – это быть пассивным наблюдателем, вашим зрителем.

 В следующей статье мы рассмотрим игры, направленные на развитие мелкой моторики рук.

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов, а также при поддержке Комитета общественных связей города Москвы.

 

Список литературы:

1. Финни Нэнси   «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие»;

2. Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей до 1 года»;

3. Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей от 1 до 3 лет»;

4. Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком»;

5. Истратова Н.О. «Практикум по детской психокоррекции».

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com