Игрушки, развивающие мышление

27.07.2018
Игрушки, развивающие мышление

Статью подготовила детский психолог АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Маргарита Станиславовна Трунова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

В данной статье мы рассмотрим виды игрушек, которые способствуют развитию мышления. Следующая публикация будет посвящена играм, развивающим мышление.

Итак, что же такое мышление?
Мышление – это сложная психическая функция, обеспечивающая жизнедеятельность и обучение ребенка. Чтобы ориентироваться в окружающем мире, осваивать новую информацию и взаимодействовать с другими людьми, ребенку нужно уметь устанавливать сходство и различия между предметами, явлениями, классифицировать предметы и прослеживать причинно-следственную связь между событиями.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие и как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное (или практическое), конкретно-образное и абстрактное.

Существует также деление и на основании особенности задачи, будь то практической или теоретической:

I. Конкретно-действенное мышление

II. Наглядно-действенное — вид мышления, сформированное на непосредственным восприятием предметов

Задачи:
1) понимание функционального назначения предметов;
2) формирование представления о сходстве и различии;
3) формирование представления о размере;
4) понимание причинно следственной связи.

III. Конкретно-образное мышление

IV.  Наглядно-образное — вид мышления, которое характеризуется опорой на представления и образы

 Задачи:
1) установление связи «картинка – предмет – слово»;
2) установление связи между картинкой и событием;
3) понимание смысла сюжетных картинок;
4) понимание серий сюжетных картинок.

V. Абстрактное мышление

VI. Словесно-логическое — вид мышления, которое действует при помощи логических операций с понятиями.

 Игрушки, развивающие мышление

Сортеры

Главная цель сортера – научить ребенка логически мыслить. Путем сортирования деталей малыши не только мыслят, но и подключают аналитические умения, память и цветосочетание. Каждый сортер имеет свои особенности, поэтому подобрать его можно для любого возраста и степени развития.

Чем полезен сортер?

• знакомит с понятиями: «одинаковый – разный», «такой же», «похожий», «подходят – не подходят»;
• активизирует способности к сравнению, анализу, классификации, сортировке, помогает устанавливать причинно-следственные связи;
• развивает память – ребенок запоминает, что чему соответствует (???), а память тренируется благодаря одновременному воздействию на зрение и осязание и благодаря тактильным ощущениям;
• учит различать фигуры по форме, цвету, количеству и текстуре;
• учит ориентироваться в пространстве;
• развивает мелкую моторику, координацию движений, ловкость, которые влияют на мыслительные способности, логическое мышление и речевой аппарат;
• если сортеров несколько, то лучше приобретать их из различных материалов, ребенок научится различать дерево, пластик, ткань и запомнит ощущения от каждого из них;
• сортеры со звуковыми эффектами тренируют слух, помогают запомнить и создавать звуковые ассоциации;
• формирует техническое мышление, конструкторские навыки;
• развивает усидчивость и внимательность, старательность, заставляет сосредоточиться.

2.jpg

На что следует обратить внимание при покупке сортера?

1) Сортер по сложности и исполнению должен соответствовать уровню развития ребенка. Для первого знакомства лучше выбрать «полусортеры» – элементарные детские пирамидки, матрешки, стаканчики – игры, в которых решений может быть множество. Затем можно добавить сортеры с простыми геометрическими формами. Круг, квадрат, треугольник – такого количества фигур достаточно для дальнейших игр. После того как ребенок освоил данные фигуры, можно переходить к сложным сортерам.
Также можно использовать доски Сегена – доску-основу со специальными вкладышами (фруктами, геометрическими фигурами, деталями), которые могут составить полноценный рисунок.

2) Выбирая сортер, обратите внимание, сможет ли малыш самостоятельно доставать из него фигурки, или маме придется все время спешить на помощь. Лучше приобретать такой сортер, крышка которого легко снимается.
  
3) Окошечки должны соответствовать размеру фигурок. В хорошем сортере детали свободно проваливаются внутрь. Застрявшие фигурки разозлят малыша, и он потеряет интерес к игре.

1.jpg

Как научить ребенка играть в сортер?

1) В первую очередь - это личный пример родителя. Взрослый показывает, а ребенок повторяет. Если малышу сложно, то родитель берет его за руку и повторяет все движения. Поворачивайте сортер нужной стороной к ребенку, чтоб облегчить ему задачу.

2) Хвалите ребенка, тем самым побуждая к дальнейшим действиям. Задавайте вопросы при игре: «Эта игрушка подходит сюда? Нет! Давай поищем еще». Поддержка как никогда важна для малыша, ведь благодаря ей появлется вера в себя.

3) Откажитесь от критики и ругани. Ребенок больше не захочет играть в игру, за которую его ругают.

4) Не спешите, наблюдайте, дайте малышу время думать и размышлять, выстраивать логическое решение.

5) Не заставляйте ребенка играть по правилам. Пусть он познакомится с сортером, изучит его, придет к верному решению методом проб и ошибок. Покажите неверное решение, чтобы малыш понял, что таким образом не удастся выполнить задачу, а также - верное, чтобы малыш понял разницу. Не забывайте об, эмоциях расстройства и радости.

6) Придумывайте новые варианты игры. Например, собираем одной рукой, потом - двумя руками. Развивайте фантазию, представляя что сортер – это домик или гараж, а фигурки, в свою очередь, являются жильцами. Обводите фигурки карандашом на листе бумаги, создавайте рисунки. Берите детальки с собой в песочницу или ванную комнату. Играйте на время или вслепую, «на ощупь».

7) Сопровождайте игру комментариями и объяснениями, что это за фигура, какого она цвета иразмера. Со временем начинайте задавать вопросы, проверяя, как ребенок запоминает и познает игру.

8) Если малыш играет одной фигуркой, не отчаивайтесь. Методично повторяйте движения, учите фигуры. Затем в ход пойдет и вторая, и все оставшиеся фигурки. Пробуйте в одно и то же отверстие вставлять все фигурки, и, наоборот, одну фигурку под разные отверстия.
Если сортер не смог сразу заинтересовать, не заставляйте и не принуждайте в него играть, отложите на некоторое время, а затем вновь покажите ребенку.

9) Приучите ребенка убирать за собой игрушку, так она прослужит гораздо дольше и риск потерять детали будет меньше.

10) Не забывайте ухаживать за сортером, стирайте и мойте, поддерживайте чистоту.

Как сделать сортер своими руками?
В картонных коробках проделайте отверстия разных форм. В одной коробке – круглое, в другой – квадратное и т. д. Опускать в отверстия можно мячи и кубики. Замечательная игрушка – прозрачная прямоугольная коробка с крышкой, ребенок с удовольствием будет опускать в него карточки и наблюдать, как они падают. Коробку можно разделить картонными перегородками на три или четыре отделения, чтобы малыш мог в каждое складывать предметы определенной формы, например, горох, фасоль, макароны или пуговицы разного размера. Проверьте, сможет ли он назвать или показать форму предметов в каждой секции. Уберите перегородки и перемешайте содержимое коробки, затем попросите малыша выбрать предметы той или иной формы.
Также можно сортировать цветные пуговицы, крышки, камушки, прищепки и другой подручный материал.


Бизиборды

Бизиборд или развивающая доска - это умная игровая панель для ребенка, которую придумала Мария Монтессори.

Чем полезен бизиборд?

• Ребенок получает новые ощущения, что однозначно стимулирует работу мозга, который должен переварить, систематизировать и запомнить полученную информацию. С этих простых упражнений начинается развитие человеческого мышления, которое значительно ускоряется благодаря бизиборду.

• Даже наиболее примитивная развивающая доска предполагает ощупывание, а это, в свою очередь, развивает мелкую моторику. Дети с ДЦП владеют руками и пальцами далеко не так хорошо, поэтому бизиборд – это еще и сенсорное, и физическое развитие.

• Если доска содержит достаточно сложные составные конструкции, она может также способствовать развитию логики ребенка. На примере простых механизмов вроде щеколд или замочков он может самостоятельно сообразить, как работает такая конструкция, а также другие,подобные ей.

4.jpg

Какие предметы на бизибордах любят дети?
- простые замочки всех известных типов – от засовов и щеколд до шпингалетов и дверных цепочек.
- различные выключатели и кнопки, а также (в сложных версиях досок) простые осветительные приборы в рабочем состоянии – лампочки или фонарики.
- деревянные счеты.
- колесики, шарики и шестеренки – всё, что может демонстрировать движение.
- часовые циферблаты, диски от телефона, пульты от телевизора, калькуляторы.

Отмечу, что маленькие детали – пуговицы, петли, крючки, а также шнуровки и замки-молнии - у детей с ДЦП спросом не пользуются.

5.jpg

На что обратить внимание при покупке бизиборда?

1) Бизиборд должен быть прочной конструкций без отсоединяемых полностью деталей. Ребенок может проглотить отпавший замочек от молнии, поэтому еще до совершения покупки необходимо внимательно осмотреть крепления всех элементов. Обратите внимание также и на краску – она должна быть качественной и не отслаиваться.
2) Также обратите внимание на поверхности бизиборда – все деревянные элементы должны быть гладкими, без шероховатостей. Элементы крепления – саморезы, гвозди и прочее - не должны торчать.
3) Принято считать, что мягкие тканевые развивающие доски куда безопаснее, однако это не совсем верно. Такая основа действительно лучше в том случае, если ребенку меньше года, а вот старшие дети уже обладают достаточной силой, чтобы оторвать от такой основы ту или иную деталь. Для них рекомендованы деревянные доски.
4) Сложность игрушки должна соответствовать уровню развития ребенка – это касается как специфики заданий, так и набора комплектующих.

Как сделать бизиборд своими руками?

Деревянный бизиборд. Материал для основы – фанера. Ее необходимо тщательно отполировать со всех сторон наждачной бумагой, а затем покрыть лаком.

Способ крепления комплектующих к доске из древесины может зависеть от материала самих комплектующих. Если дело дойдет до саморезов (например, для крепления вращающихся шестеренок), сделайте так, чтобы они с обратной стороны не выпирали – ребенок может о них пораниться. Все детали, которые можно прикрепить нитками, крепите именно этим путем, однако выбирайте нитки понадежнее – чтобы не порвались.
Проделывая отверстия для креплений, будь то нитки или саморезы, не забывайте шлифовать также и края этих отверстий, поскольку они нередко бывают острыми.

Варианты комплектующих:
o дверные ручки компактного размера;
o шпингалеты;
o запор с крючком;
o запор с цепочкой;
o небольшой цветной замочек с проушинами и ключами;
o цепочка;
o крутящаяся дверная ручка;
o выключатели;
o розетка;
o небольшой светильник, работающий от батареек;
o звонок с батарейками;
o телефонный круг и многое другое.

6.jpg

За дверцами можно разместить фото самого ребенка или фото его любимого человека, животного или игрушки. Также за дверцами можно сделать тайничок, в котором оставлять ребенку сладости или маленькие подарки.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com