Сегодня 14 июня (1 июня по старому стилю) Русская Православная Церковь чтит память святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Отец Иоанн, Кронштадтский чудотворец, родился
19 октября 1829 года на далеком севере России,
в селе Сура Архангельской губернии.
В 1885 году он оканчивает курс Академии со степенью кандидата богословия, вступает в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора, и 12 декабря совершается его рукоположение во священники.
Великий проповедник, отец Иоанн Кронштадтский б
ольшую часть жалования раздавал нуждающимся, в основном - портовым работникам северной столицы России. Он не боялся посещать дома тех, кто был всеми презираем, часто приходил к рабочим по вечерам, разговаривал с ними, утешал, помогал ухаживать за больными и оказывал материальную помощь.
В 1899 году святой праведный Иоанн Кронштадтский основал Сурский Иоанновский женскй монастырь, годом позже - Иоанновский ставропигиальный женский монастырь в Санкт-Петербурге.
Особой любовью в народе пользовался построенный отцом Иоанном в 1882 году "Дом трудолюбия" в Кронштадте. Здесь были устроены как начальное народное училище для мальчиков и девочек, так и детский приют, разнообразные мастерские, которые давали возможность неимущим получать работу и жалование, народная столовая и бесплатная читальня.
Вскоре святого праведного Иоанна стали называть "народным батюшкой". Со всех концов России стекались к нему жаждущие духовного и телесного исцеления. Несмотря на занятость, великий молитвенник находил время вести духовный дневник, который известен современному читателю под названием "Моя жизнь во Христе".
Многочисленные труды, проповеди и духовные размышления праведного Иоанна Кронштадтского и сегодня помогают каждому, кто стремится ко Христу, не сбиваться с узкого пути и обрести мудрого наставника.
О молитве Господней
В мире молитвы. Выборки из писаний праведного Иоанна Кронштадтского
Христианин, помни и носи всегда в мыслях и в сердце великие слова молитвы Господней:
Отче наш, Иже еси на небесех, (помни, кто наш Отец? — Бог — Отец наш, Любовь наша; кто мы? мы — дети Его, а между собою братья; в какой любви между собою должны жить дети такого Отца? «
аще чадо Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Ин. 8:39); какие же дела должны делать мы?) Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя. Хлеб наш насущный даждь нам днесь (хлеб наш (общее все), а не свой; самолюбие должно быть изгнано из сердец чад Божиих: мы — одно) и остави нам долги наша (хочешь и любишь, чтобы Бог прощал тебе грехи, за обычное считай прощать грехи и людям, согрешающим против тебя, зная что любовь долготерпит и милосердствует). Не введи во искушение (и сам не вдавайся во искушение; «
не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, ...Господь, покров твой на руку десную твою» (Пс. 120:3—5). Но избави нас от лукаваго (сам не предавайся ему волею, и Господь не выдаст тебя ему). Яко Твое есть царствие (признавай единого Царя Бога и Ему единому работай) и сила (на Его всемогущую силу уповай) и слава (о Его славе ревнуй всеми силами и во всю жизнь) во веки (Он вечный Царь, а царство сатаны скоро пройдет, как хищническое, ложное). Аминь. Истинно все это. Помни больше всего эту молитву и чаще ее прочитывай в уме, да размышляй о ней, что значит в ней каждое слово, выражение и прошение.
Говоря:
Отче наш, мы должны верить и помнить, что Отец небесный никогда не забывает и не забудет нас, ибо какой даже земной добрый отец забывает и не печется о своих детях? «Аз не забуду тебе, глаголет Господь» (Ис. 49:15). «
Весть Отец ваш небесный, яко требуете сих всех» (Мф. 6:32). Усвой эти слова сердцу своему! Помни, что Отец небесный постоянно окружает тебя любовью и попечением и не напрасно называется твоим Отцом. Отец — это не имя без значения и силы, а имя в полном значении и силе.
Чтобы точно понять слова молитвы Господней:
не введи нас во искушение, надо помнить, что эта молитва дана апостолам, которые просили научить их молиться, дана прежде сошествия на них Духа Святого, когда сатана просил их у Господа, дабы сеять их яко пшеницу (Лк. 22:31). Тогда апостолы были еще слабы и удобно могли пасть под искушением (как Петр), поэтому и влагает им Спаситель в уста слова: не введи нас во искушение. — А без искушений нашей веры, надежды и любви, жить нельзя; испытания сокровенностей сердечных необходимы для самого человека, чтобы он сам мог видеть, каков он, и исправиться. Да, искушения нужны, «
да открыются от многих сердец помышления» их (Лк. 2:35), да откроется твердость или слабость наша в вере, знание или невежество, порочность или чистота нашего сердца, надеяние его на Бога или на земное, любовь к себе и к тленному или — паче всего к Богу.
Никогда так не трудно сказать от сердца: да будет Отче воля Твоя, как в сильной скорби или в тяжкой болезни, особенно при неправдах от людей, при наваждениях или кознях врага. Трудно от сердца сказать:
да будет воля Твоя — и тогда, когда мы сами сделались виновниками какого-либо несчастья, ибо, думаем мы, это не Божья, а наша воля поставила нас в такое положение, хотя ничего не бывает без воли Божией. Вообще, трудно поверить сердечно, что воля Божия есть страдание наше, когда сердце знает и по вере и по опыту, что Бог есть блаженство наше, а потому трудно и говорить в несчастии: да будет воля Твоя. Мы думаем, неужели это воля Божия? Отчего же Бог нас мучит? Отчего другие покойны и счастливы? Что мы сделали? Будет ли конец нашей муке? и т. д. Но когда растленной природе нашей трудно бывает признать над собою волю Божию, без коей ничего не бывает, и покориться ей со смирением, тогда-то пусть она и покориться ей, тогда-то пусть и принесет Господу свою драгоценную жертву — преданность Ему сердечную не только в покое и счастии, но и в скорби и несчастии; свое суетное, ошибочное мудрование да покорит премудрости Божией совершенной, ибо как отстоит небо от земли, так отстоят помышления наши от мысли Божией (Ис. 55:8, 9). — Да принесет всякий человек своего Исаака, своего единородного, своего обетованного (коему обещаны покой и блаженство, а не скорбь) в жертву Богу и да покажет Ему свою веру и свое послушание, да будет достоин даров Божиих, коими пользовался или будет пользоваться.
Да будет воля Твоя. Например: когда ты хочешь быть здоров и всеусильно стараешься быть безболезненным и здоровым, а между тем остаешься все болен, говори: да будет воля Твоя; когда предпринимаешь что, а предприятие не удается, говори: да будет воля Твоя; когда делаешь добро другим, а тебе платят злом, говори: да будет воля Твоя; или когда, например, ты хочешь спать, а у тебя бессонница, говори: да будет воля Твоя; вообще не раздражайся, когда что-либо делается не по твоей воле, и научись во всем покоряться воле Отца небесного. Ты хотел бы, чтобы не было с тобой искушений, а между тем тебя враг ежедневно томит ими, разжигает тебя, утесняет всячески, — не раздражайся, но говори: да будет воля Твоя.
Отче наш!
Да приидет царствие Твое. Господь царствует везде во всем видимом мире (есть на всяком месте) и во всех ангельских соборах; Он царствует Своим бесконечным могуществом и правдою и над злыми духами и над злыми или неправедными людьми; одних из них Он связал вечными узами мрака на суд великого дня, а других наказует различно и в этой жизни, и накажет в будущем огнем неугасимым. Но Он, Истина, не царствует в бесах и нечестивых людях истиною Своею, потому что в них ложь, не царствует любовью, ибо в них злоба; в нечестивых людях не царствует верою, не царствует надеждою и любовию, не царствует в них точным исполнением Своих законов. «
Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю» (Лк. 6:46). «
Заповеди Моя соблюдите» (Ин. 14:15). Царствует в каждом малейшем естественном действии моего тела и души (например, в слове) ибо Его законам повинуется мое тело в питании, покое, сне, росте, хождении; мысль и слово по Его законам строятся и движутся, но не царствует всегда в моем сердце, в моих расположениях сердечных и в моем свободном произволении: я часто склоняюсь к злу и творю зло вместо предлежащего мне добра. Я часто противлюсь Ему, Его законам. Я часто маловер, невер, самолюбец, гордец, презритель других, завистник, скупец, любостяжатель, сребролюбец, плотеугодник, угождаю всячески грешной своей плоти, честолюбец, нетерпелив, раздражителен, ленив, не делаю или делаю очень мало добрых дел и то, больше по стечению обстоятельств, чем по свободному расположению и влечению сердца, не состражду страждущим как членам единого тела Церкви: словом, не царствует всегда во мне Господь помышлениями, чувствами и делами веры, надежды и любви.
На молитве необходимо намеренное, обдуманное, крайнее смирение. Надо помнить, кто говорит и что говорит, особенно это нужно во время чтения молитвы Господней: Отче наш. Смирение разрушает все козни вражии. Ах, как много в нас тайной гордости. Это, — говорим, — я знаю; в этом не нуждаюсь; это не для меня; это лишнее; в том я не грешен. — Сколько своего мудрования!
Когда мы читаем молитву Отче наш, то должны читать ее с особенным, ясным разумением и одушевлением; именно: 1) выразуметь глубоко каждое слово и выражение; 2) всей душой и всем сердцем желать того, чего просим; 3) иметь ревность, рвение, исполнять то, чего хочет в этой молитве от нас Бог и 4) самым делом исполнять требуемое.
Духом и истиною покланяйтеся Богу. Истиною — например, ты говоришь:
да святится имя Твое. Есть ли в тебе действительно желание, чтобы имя Божие святилось добрыми делами людей и твоими? Ты говоришь:
да приидет царствие Твое: желаешь ли ты в самом деле наступления царствия Божия, желаешь ли быть селением Духа Божия, а не селением греха; не охотнее ли ты желаешь жить во грехах? Говоришь:
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; не ищешь ли ты скорее своей воли, чем воли Божией? Ей так говоришь:
хлеб наш насущный даждь нам днесь; — не говоришь ли ты в сердце своем другое: мне не нужно просить у Тебя этого; я имею без прошения, пусть так взывают неимущие; или с жадностию ищем многого и не довольствуемся малым или тем, что Бог дал нам, не благодарим за то, что имеем, а — надо благодарить; просишь в молитве Бога:
и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; а сам не думаешь ли: я — не Бог знает, какой грешник; я, кажется, живу не хуже других и нет мне нужды просить оставления долгов моих или грехов; или молясь, не имеешь ли ты какого неудовольствия, гнева и, таким образом, ты нагло лжешь в молитве к Богу; говоришь:
не введи нас во искушение, а сам не натыкаешься ли, не устремляешься ли без искушений на всякие грехи? Говоришь:
избави нас от лукаваго; а сам не живешь ли в содружестве с лукавым, или со злом всякого рода, которого начальник — диавол. — Смотри же, чтобы язык твой не был в разногласии с сердцем; не лги же, смотри, Господу на молитве твоей. Это имей всегда в виду, как тогда, когда читаешь молитву Господню, так и тогда, когда читаешь другие молитвы; наблюдай, согласно ли сердце твое с тем, что произноси
т язык.
Источник:
azbyka.ru