«В счастливые минуты мы особенно радуемся, когда ясно видно благословение Божие»
×

«В счастливые минуты мы особенно радуемся, когда ясно видно благословение Божие»

02.03.2018
«В счастливые минуты мы особенно радуемся, когда ясно видно благословение Божие»

Предлагаем вниманию читателей письмо преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, адресованное царю-страстотерпцу Николаю II от 2/ 15 апреля 1912 г. в преддверии его визита в Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Дражайший Ники!

Позволь мне еще раз от всего сердца поблагодарить тебя за самый драгоценный из всех даров, полученных нами для нашей новой церкви, за мощи моей небесной покровительницы святой Елисаветы и святого Иоанна Л<ествичника>. Когда ты позволил мне обратиться в Благовещенский соб<ор>[1] за этими мощами, я и думать не могла, что все устроится так быстро и легко, а особенно трогательно, что нам передали их утром в самый день праздника святого Иоанна Л<ествичника>. Когда мощи святой Елисаветы (похоже, это часть перста) вынули из мощевика в Благов<ещенском> соборе, духовенству было жаль отделять частицу – и вдруг мощи разделились сами собою. Добрый старый батюшка сказал: «Считайте, что таково желание вашей святой покровительницы: перейти к вам!». Я описываю все это тебе, потому что всякий раз в счастливые минуты мы особенно радуемся, когда ясно видно благословение Божие, и я уверена, ты будешь счастлив, что твоя доброта обернулась для нас такой великой радостью.

7-го навечерие и 8-го литургия и освящение нашей церкви Покрова Б<огородицы>. Будь с нами в молитвах, пожалуйста! И мы надеемся, что в скором времени ты увидишь нашу церковь и, может быть, позволишь моим сестрам пропеть для тебя короткий молебен. Или это с моей стороны слишком дерзко – надеяться на то, что в день приезда ты будешь на вечерней службе?[2] Я думаю, тебе понравятся наши службы – не сокращенные, хотя и не такие продолжительные, как в больших монастырях. Сестры поют просто, по-монастырски, не в концертной манере. Твое место будет впереди – сзади колонна, – в старинном кресле, тебя видно не будет, а ты сможешь видеть все, и стоять будет удобно, и можно опереться. Аликс с детьми может стать рядом, и, если позволишь, будут все сестры и народ. Надеюсь, ты будешь чувствовать себя свободно. С того входа, где заходят сестры, есть уютный уголок, а дальше, ближе к центру, можно встать так, чтобы все хорошо видеть самому, и при этом тебя не будут беспокоить[3].

Надеюсь, погода у вас улучшилась. У нас временами по-зимнему идет снег, а после вдруг – весеннее солнце. Но думаю, это позволяет надеяться на прекрасную погоду позже, к твоему приезду, и я уверена, ты сможешь вновь наслаждаться долгими прогулками, и бодрящий воздух освежит вас всех после зимы.

Самый теплый привет и поцелуи всем от твоей любящей сестры Эллы.

Могу я попросить тебя в разговоре с Дмитрием намекнуть ему, что в его возрасте следует быть осторожным и не пить много? Боюсь, мальчик слишком пристрастился к рюмке. А может, я преувеличиваю – ты как мужчина лучше знаешь, где та грань, переступив которую он вредит своему здоровью. Нельзя забывать, как сказал доктор, что он родился недоношенным и его организм никогда не сможет развиваться так же быстро, как у других юношей, а об этом забывают.

Источник: Письма преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Православное сестричество во имя преподобномученицы Елисаветы. Москва, 2011. С. 205-207.

______________________________________________________________

[1] Благовещенский собор Московского Кремля.

[2] Имеется ввиду приезд царской семьи и императрицы Марии Феодоровны в Москву в мае 1912 г. на освящение памятника Александру III (скульптор А.М. Опекушин) и открытие названного в его память Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Государь с семьей прибыл в Москву 28 мая. Великая княгиня встречала высочайших гостей на вокзале, и они отправились в Иверскую часовню у Воскресенских ворот, где епископ Трифон (Туркестанов) совершил краткий молебен. Затем были совершены литии у креста-памятника на месте гибели Великого князя Сергея Александровича и в храме-усыпальнице в Чудовом монастыре. В кремлевской обители их встречал митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский). 29 мая, в день рождения Великой княжны Татьяны Николаевны, состоялся высочайший выход в Успенский собор к литургии. В тот же день гости посетили Институт московского дворянства для девиц благородного звания имени императора Александра III. 30 мая в присутствии высочайших особ у Храма Христа Спасителя был освящен памятник Александру III, позже государь с дочерьми посетил Марфо-Мариинскую обитель. 31 мая состоялось открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III.

Своим созданием музей во многом обязан московскому генерал-губернатору, который с 1898 г. был председателем комитета по его устройству и жертвовал на зал Парфенона; Ассирийский зал до революции носил имя его супруги. После гибели Сергея Александровича Великая княгиня часть его коллекций передала музею. 2 июня 1905 г. И.В. Цветаев писал Р.И. Клейну: Елизавета Феодоровна “поч<етное> председательство ни за что не хочет взять на себя, но все остальное сделает с удовольствием, так как пламенно интересуется Вашим чудесным созданием”. Великая княгиня не раз принимала устроителей музея; в 1908 г. посетила строительство, интересуясь состоянием работ; выступила посредницей в переговорах, когда Вильгельм II пожелал подарить музею ряд экспонатов; благодаря ее связям была куплена прославленная коллекция египетских древностей В.С.Голенищева, на которую претендовали Эрмитаж и Британский музей.

[3] 30 мая 1912 г. Николай II писал в дневнике: «…Поехал с детьми в Марфо-Мариинскую обитель Эллы, кот. она подробно показала мне». «Собор и больничная церковь обители горели огнями, с колокольни раздавался тихий, мелодичный «ростовский» звон, сестры пели акафист Покрову Богоматери, духовенство в облачении с св. крестом и св. водою <…>. При входе в храм духовник обители протоиерей Митрофан Сребрянский приветствовал их Величества речью, в которой выразил радость обители от счастия видеть царя и цариц и призвал на них Божие благословение. После краткого молебствия их Величества <…> осмотрели храмы и помещения обители, причем в обительской больнице для бедных женщин обласкали каждую из болящих. Во время обхода обители сестры пели гимн «Боже, царя храни», тропари и духовные стихи. Затем их Величества, провожаемые горячими приветствиями сестер, отбыли из обители». «В кратком приветствии к царю было вложено столько задушевной, трогательной заботы о нем. Отец Митрофан едва ли говорил 3-5 минут, но эти минуты были захватывающего напряжения. <…> После приветствия был краткий молебен. Государь подошел к кресту, поцеловал руку отца Митрофана, поблагодарил его».

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru