Протоиерей Александр Дубинин: Христианская миссия человека в обществе важнее, чем его социальный статус
×

Протоиерей Александр Дубинин: Христианская миссия человека в обществе важнее, чем его социальный статус

30.01.2018
Протоиерей Александр Дубинин: Христианская миссия человека в обществе важнее, чем его социальный статус

Беседа с клириком Марфо-Мариинской обители протоиереем Александром Дубининым о священническом и мирском пути и о том, что надо помнить в год 100-летия российских новомучеников.

– Отец Александр, как Вы стали священником?

– Воцерковился я перед венчанием (исповедался тогда, причастился), был 1986 год. Потом пять лет просто ходил в храм, в 1991 году стал алтарником, через несколько лет — диаконом и через полтора года священником. После рукоположения в диаконы поступил в Московскую духовную семинарию на заочное отделение. В обители служу уже 12 лет. 

Я не выбирал священнический путь как наверно его выбирали раньше – готовились с детства, юности, поступали в семинарию и т.д. У нас было другое время – 1990-е годы – неожиданно открылись храмы, требовались священники, а вся прежняя структура жизни распалась.

Как я уверовал? По прошествии лет, мне кажется, что я всегда веровал. Хотя это, конечно, и не так. Все началось с того, что я жил в старинном московском районе, там было много храмов (мама что-то говорила о Христе). Храмов было много:были действующие, были разрушенные совсем, были закрытые. Лет в 15 я записался в библиотеку – был такой Музей истории и реконструкции г. Москвы. Он находился тоже в храме – апостола Иоанна Богослова под Вязом. Там ячитал книги о храмах, которые были в моем районе. Потом, помню, очень повлияла на меня книга В.А. Солоухина «Письма из Русского музея»... Как-то зашел в храм под новый год. Я не знал, что в церкви новый год не отмечается. Но все удачно получилось: там священник сказал какое-то хорошее слово. А воцерковился я через жену – сначала жена этот путь прошла, а я за ней. И путь священнический – тоже через жену.Как-то мы с ней зашли в один храм (тот самый, где я проповедь слушал), там служба закончилась, но пели еще молебен. И жена стала подпевать (она со слухом, с образованием), и ее пригласили петь в хор. Начали общатьсясо священником, и он благословил меня прислуживать в алтаре.

–  Кто Вы по образованию?

– Я – физик, работал в Акустическом институте им. академика Н.Н. Андреева, защитил кандидатскуюдиссертацию по физ.-мат. наукам. Но это никогда вере не противоречило, только казалось, что все должно быть обоснованно. Не думал становиться священником, было желание помочь за богослужением, само послушание алтарника очень ценил. Может, надо было остановиться, на самом деле? Но когда вдруг возникла реальная возможность стать священником, уже не мог от нее отказаться (появился перед глазами священнический образ праведного Иоанна Кронштадтского). Конечно, я прилагал усилия, переживал очень сильно. Так и стал священником.

– Какие послушания Вы несете в Обители?

– С момента возрождения Обители в 90-е годы ее клирики и сестры милосердия стали посещать и окормлять пациентов Ожогового центра НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Сестры Вера Косова и Валентина Асмус предварительно приезжают, опрашивают, записывают, кто хочет исповедаться, причаститься. Там лежат люди со страшными ранами — особенный контингент, они могут быть немного не в себе, потому что долго лежат, им дают серьезные лекарства. Периодически кто-то отказывается (сначала, записываются, потом отказываются). Есть незащищенные люди, бездомные. Поэтому там сложно, там маловоцерковленные люди. Иногда встречаются верующие, с ними легко. А так за несколько минут тебе надо рассказать о Боге, о Христе, о церковных Таинствах, потому что время у них ограничено (питание, процедуры). Люди лежат там месяцами. Одна женщина, поступившая в очень тяжелом состоянии (я причащал ее прошлым Великим постом), ужегод лежит. А кто-то причащается, а потом отказывается: «Мне не помогло. Зачем тогда нужно?». 

– А по вторникам Вы служите молебен в новом помещении Реабилитационного центра для детей с ДЦП «Елизаветинский сад»?

– Да.

– Как Вы думаете, у каждого ли человека есть призвание или это путь, который надо найти? Может, профессия, в которой человек должен реализоваться?

– Для христианина это не очень важно. Это дело государственное, общественное, социальное, чтобы все были на своем месте, чтобы максимум отдавали. Но ведь не в этом дело. Работа, пот, труд появились по изгнании Адама и Евы из рая, поэтому, чтобы находить свое призвание в работе — это больше человеческое. И когда речь идет о достижении чего-то, включаются нехристианские механизмы души. Чтобы быть хорошим человеком, христианином, достаточно работать добросовестно. Возможно, у нас многое остается под спудом. Конечно, если попал человек в удачные обстоятельства, у него может возникнуть больше возможностей, но все происходит по промыслу Божию.

– Получается, миссия человека в обществе важнее, чем его социальный статус?

– Да, если он — христианин. И способности, таланты его, возможно, будут даже больше заметны. Это важнее, но сложно для понимания. Это желание чего-то более высокого, осмысленного в жизни.

– В этом году будет отмечаться 100-летие мученической кончины митрополита Владимира (Богоявленского), Царственных страстотерпцев и преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Что бы Вы отметили в связи с этим?

– В отношении мученичества как подвига существуют расхожие мнения в Церкви. Есть мнение, что мучения очищают человека от каких-то оставшихся грехов. Но разве это верно? Апостол Павел говорит, что нам дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него. То есть мученики свидетельствуют о Христе. В каком отношении? Зло есть в мире, оно блуждает, встречается христианину. Нужно, чтобы было правильное отношение ко злу. Это мученики и являют. Зло побеждается добром – показывается правильный образ. Мучения должны вызывать в человеке сострадательный отклик, внутренние признания, по какой причине эти души страдают. Мне кажется, в современном мире это все труднее оценить, понять. Сейчас много ожесточения.

Знаете, я впервые пришел в Марфо-Мариинскую обитель, когда она была еще закрыта, еще до канонизации Великой княгини. Тогда работала только аптека, устроенная ею. Я зашел в нее с таким волнением, как будто это была встреча с самой Елисаветой Феодоровной!

Беседовала Наталия Федотова

 

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru