Пригашенные специалисты рассказали о возможностях базальной коммуникации в общении с тяжелобольными детьми

27.02.2015
Пригашенные специалисты рассказали о возможностях базальной коммуникации в общении с тяжелобольными детьми

 Семинар, посвященный педагогической технике и коммуникации в работе с тяжелобольными детьми, провела в Марфо-Мариинской Обители детская выездная паллиативная служба совместно с Санкт-Петербургской благотворительной общественной организацией «Перспективы».

 Коррекционные педагоги Инна Рязанова и Ирина Глазкова поделились с московскими коллегами своим опытом. Они рассказали о базальной коммуникации - методе, который строится на стимуляции всех областей ощущений ребенка: тактильных, кинестетических, зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых. Термин «базальная» означает, что в процессе используются самые простые раздражители - прикасания, поглаживания, покачивания, надавливания.

 Специалисты «Перспектив» утверждают, что можно создать условия для полноценного развития особых детей, предлагая их семьям компетентную помощь, распространяя культуру внимания к таким детям. Нужно выявить у ребенка его максимальные способности для того, чтобы он мог, насколько возможно, жить самостоятельно в мире людей и был способен свободно выражать свои эмоции.

 Когда ребенку рядом с описанием диагноза дописывают слово «необучаемый», это вовсе не значит, что он не может развиваться и должен годами лежать в кровати и монотонно плакать. Он такой же ребенок, ему очень хочется получать новые впечатления, играть, радоваться. 

 Очень многое в развитии тактильных ощущений дает для детей игра. Что же такое игра? Это то, что нравится, а попутно — развивает. Когда специалист ЛФК просит ребенка во время упражнений потянуть руку влево, а он этого не делает, напрашивается вывод о том, что он ничего не понимает. Но стоит положить слева яркий мяч, как ребенок тут же потянется в эту сторону. Почему? Потому что игра – часть жизни ребенка. Игра, которая приносит радость. От нее и нужно отталкиваться при достижении разных целей

 Конечно, с ребенком, страдающим тетрапарезом, играть непросто. Он не может и ухватить игрушку рукой, но ведь ему этого так хочется! Нам, взрослым, нужно им помочь: немножко переделать игрушки, добавив необходимые детали. Нравятся книжки, но трудно перелистывать страницы? Выход прост: прикрепить к страничкам прищепки или приклеить палочки от мороженого. Вот так, на основе базальной коммуникации буквально по шагу можно сделать мир ребенка безбарьерным, его возможности – не столь ограниченными.

 Развитие в выборе, - отмечают специалисты, - это означает, что ребенку не просто надо дать куклу, а спросить: «Ты хочешь куклу или мяч?». Он ничего не ответит, ни сейчас, ни через три минуты, но через пять – сумеет объяснить. Нужно дождаться его реакции, не спешить. Так и в еде, и в одежде: «Ты будешь йогурт или банан? Наденешь красную футболку или синюю?». Не нужно смотреть на него как на тело, которое нужно накормить и одеть, дети прекрасно понимают нашу речь, но не могут быстро войти в эмоциональный диалог. Не говорить – не значит не понимать речь. Даже если ребенок просто наклонится в сторону любимой игрушки – это уже его общение с миром. А если злится, постоянно плачет – это проявление неспособности сообщить о том, что его тревожит. Он очень хочет что-то донести до нас – но не знает как. Детей очень легко научить все объяснять с помощью легко меняющихся картинок, жестов, изображений.

 Ребенок лежит, ребенок сидит. Его взяли – повели есть, потом понесли в комнату. Это неправильно: так он никогда не порадует новыми возможностями. Детям надо постоянно давать возможность выбора. Надо найти способы, с помощью которых ребенок может высказать свои предпочтения, научить ребенка выражать мысли. Не может сказать? Постарается объяснить жестом. Не может двигаться? Взглядом, мимикой. Но он не будет растением.

 Главнейшим условием эффективности базальной коммуникации является характер взаимодействия с ребенком. Если ребенок не говорит, взрослый постигает мастерство считывать эмоции и желания ребенка по выражению лица, глазам и т.д. Жесты, мимика, поза ребенка могут многое сказать о его эмоциональном состоянии. Для сотрудников детской выездной паллиативной службы, да и для самих родителей таких детей помощь в осваивании навыков базальной коммуникации - это колоссальная поддержка.

 Елена Вербенина


Возврат к списку

© 2014-2016. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com