Пояснительное слово преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) к открытию Марфо-Мариинской обители милосердия (1909 год)

02.02.2018
Пояснительное слово преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) к открытию Марфо-Мариинской обители милосердия (1909 год)

Предлагаем вниманию читателей Пояснительное слово первого духовника Марфо-Мариинской обители милосердия преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) (тогда еще протоиерея Митрофана) об открываемой в Москве 10 февраля 1909 года Ее Императорским Высочеством Великой княгиней Елисаветой Феодоровной обители, разъясняя мотивы ее создания и цель.

«Ввиду возникновения в Москве на Большой Ордынке нового благотворительного учреждения в строго христиански-православном духе под названием «Марфо-Мариинская обитель милосердия» и возникших по этому поводу в обществе различных толков и предположений пришло время высказаться более или менее подробно о целях и намерениях нового благотворительного учреждения.

Мотивы, побудившие вызвать к жизни это учреждение, были следующие. Как известно, основу христианского веро- и нравоучения составляет любовь к Богу и ближнему, и первые христиане проповедью этой любви покорили древний языческий мир.

В настоящее время строй жизни ушел далеко от заветов древнего христианства, и современное общество в большинстве лишь сохранило свое название «христианского», и благодаря этому упадок веры и забвение заветов Христа сделали жизнь невыносимо тяжелой, создали недовольство ею и понизили ценность ее как среди бедных классов, так и достаточных. В доброй половине современные люди погрузились в новое язычество, можно сказать худшее древнего, так как стали лицемерны. Древние язычники откровенно обоготворяли свои страсти и разные силы природы, а нынешние, лицемерно прикрываясь христианством и цивилизацией, творят то же, что и язычники Содома и Гоморры: та же жестокость, то же немилосердие, тот же разврат. Жизнь стала ненормальна, и плодом этой ненормальности явилась масса страданий физических и духовных.

Человечество сознало это и в лице лучших людей, известных общественных благотворителей, выступило на борьбу с грехом жизни и плодами его – страданиями людскими, для чего создали и создают целые ряды соответствующих учреждений, чтобы облегчить жизнь бедным, больным и вообще нуждающимся в поддержке. Все эти учреждения в большинстве случаев имеют специальные цели и касаются разных сторон материальной жизни и кроме того мало или вовсе не имеют живой связи с религией и церковью, чрез что получается незаконченность в их деятельности и нет полных плодов в их трудах. Однако это явление ясно свидетельствует о понимании обществом язв современной жизни и стремлении залечить их, говорить о пробудившемся стремлении к любви, милосердию, преображению, говорить об искании источников здоровой, истинно человеческой жизни. Но… источник воды живой, т.е. истинной, здоровой, духовно-телесной жизни давно дан Небом человечеству в Лице Богочеловека-Христа, и строй жизни правильный Им указан в Церкви. Значит, при виде и сознании язв современной жизни для излечения их следует обратиться к Христу и Его Церкви. Что же находим здесь? Возрождение и спасение человека христианство видит в пробуждении в нем и укреплении сознания сыновства нашего к личному, живому Богу, отсюда любви и стремления к святости, добродетели, к вечности… Следовательно, причину ненормальности и страданий жизни христианство видит в уклонении от Божественной нормы, закона, в грехе. Посему, вступая в борьбу со злом и страданиями, христианство имеет в виду не только физические страдания, не только оказывает милосердие материальной нужде человека – дает голодному хлеб, холодному кров и одежду, больному медицинскую помощь, но не менее и даже более стремится оказать милосердие душе человека, призывая его к нравственному преображению, обновлению по примеру и при помощи Христа. Религия приглашает человека вспомнить, что он сын вечного Бога, сын вечности, располагает его подняться над землей, возненавидеть грех и жить не узкими только чисто земными интересами, а приготовлять духовно-телесное существо свое стать способным жить вечной жизнью в самом близком общении с Богом. Эту работу милосердия с древних времен при помощи Духа Святого делала вся Церковь Христова всем своим составом и строем. Однако с древних же времен христианства на почве служения к Богу, ближним и своему спасению стали выделяться люди, которые в пламенной решимости послужить только Христу и Его делу добровольно выделялись из среды прочих верных братий своих и, давши обет самоотверженного служения Богу, шли на борьбу со злом и страданиями в себе и других для приобретения блаженной вечности.

Эти люди исстари делились на два вида, шли к Господу двумя путями: монашеским и диаконским или диаконисским. Оба эти пути в сущности имеют один корень и выросли на одной почве. Корень их это: как монахиня, так и диакониса несомненно и нерушимо веровали в Бога во Святой Троице и Христа Богочеловека, Искупителя мира; имели непреклонную решимость самоотверженно работать во Славу Бога, благо ближних и спасение для вечности душ своих, отказавшись для этого не только от суеты, но и от многого позволительного, как например: брак, собственность… Почва их – это Церковь, общая мать, с ее духовным и неистощимым капиталом – Библейско-евангельским учением, свтоотеческими преданиями и писаниями и всем ее чудным Богослужено-Уставным строем. Разница лишь в том, что монашество спасается и спасает более подвигом внутреннего преображения человека посредством усиленного молитвенного, самоуглубленного и созерцательного труда. Оно этим подвигом так облагораживает человека, таким делает его чистым, что заражает, обновляет и других, которые, приходя к этой духовной сокровищнице, обильно черпают из нее необходимое себе руководство. Заслуги самоотверженной работы монашества над очищением и возвышением внутреннего человека огромны. Диакониссы служили Богу, спасали ближних и души свои более «деятельною любовью», трудом милосердия для бедного, падшего, темного и скорбного человека, но непременно ради Христа, во Имя Его.
Первый путь, монашество, по милости Господа, существует и жив до сих пор, а путь деятельного служения любви Христовой по различным обстоятельствам утратился, и теперь лишь отголосок его находится в различных благотворительных учреждениях, особенно в общинах сестер милосердия.

Открывая Марфо-Мариинскую обитель милосердия, имелось в виду именно вызвать к жизни в Церкви этот забытый путь диаконисского служения христианской любви. Сообразно этой идее и устройство Обители милосердия дано чисто церковное: во главе стоит Настоятельница, при ней Духовник, Казначея; сестры внутреннего состава непременно православные, верующие; дисциплина, в смысле хранения послушания, уставов Церкви и данных обетов, чисто монастырская.

В период испытания сестры должны прослушать помимо медицинских главным образом духовные курсы, чтобы еще раз перед началом деятельности оживить в сознании своем и в сердце корень жизни самоотверженной – веру в Бога, вообще религию и уставы христианские и любовь к человеку; познакомиться с общей христианской и особенно святоотеческой литературой, чтобы уметь потом поддержать не только физически, но и духовно ближних своих. Значит, Обитель милосердия не только не отрицает монастырей, наоборот – она становится с ними рядом, деля общий труд служения Богу, ближним и душам своим. В дальнейшем будущем даже предполагается за Москвою, среди природы создать свой собственный скит, в котором престарелые, утрудившиеся сестры Обители или по немощи оказавшиеся не в состоянии продолжать нести труд деятельного служения любви, могли бы, постригшись в мантию, вообще в монашество, в молитвенной тиши, в молитвенном подвиге о спасении мира и процветании родной им Обители окончить дни жизни своей.
Открываемая Обитель милосердия, если только судит Бог ей процвести и принести плод, должна сделаться как бы школой сестер (диаконисс), откуда они могли бы идти работать и в попечительства церковные и городские, и в другие благотворительные учреждения, и в дома богатые и убогие, и в деревни наши темные, бедные и скорбные, где деятельность сестер обительских особенно должна принести благие плоды. Только одно условие должно нерушимо храниться – это: где бы ни работали сестры, Обитель милосердия должна оставаться для них духовным центром, своего рода семейным очагом, откуда они получают управление и поддержку и куда по временам могут возвращаться для нравственного отдыха, обновления. Этот центр уничтожит гибельную разрозненность, а значит слабость, объединит в один могучий организм всех трудящихся для целей Обители, какое бы расстояние их не разделяло и какие бы скорби, тяготы и неприятности ни терзали их.

Название «Обитель» дано для выражения главной мысли, что каждый работающий здесь должен сердце свое, душу свою сделать обителью, вместилищем любви Христовой, милосердия и что все учреждения Обители должны обслуживаться настолько самоотверженно и бескорыстно, что именно должны сделаться вместилищем любви Христовой, милосердия. Христос сказал: «Сие заповедую вам: да любите друг друга. Кто имеет заповеди мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 21-23 и 15,17).
Название «Марфо-Мариинская» является соответствующим Евангельскому сказанию о двух сестрах: Марфе и Марии, в которых выразились понятия о христианской любви, и именно желательно выразить ту мысль, что каждая идущая работать в Обитель или вообще служить ея целим, должна постараться соединить в себе обе эти части, т.е. избравши, как Мария, благую часть Христа, просветившись серьезно и сердечно Его учением и благодатию, идти с молитвой, словом утешения и христианского просвещения к темному и скорбному человеку, а попутно с этим должна желать и уметь служить Христу радушием к странникам, уходом за больными, помощию физическим трудом и нуждающимся в нем ближним. Это служение Христос в лице ближняго примет Себе Самому, как сказано в Евангелии: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это (посетили больного, в темнице и проч.) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25, 40).

Стремясь прийти на помощь нуждающимся в ней, Учредительница Обители милосердия по мере своих слабых человеческих сил, стремится к осуществлению этих христианских идеалов и объединяет в устраиваемой Ею Обители милосердия ряд соответствующих учреждений, в которых сестры Обители будут посильно работать и помогать другим благотворительным учреждениям, если позволят силы.

Само собою понятно, что лица, посвятившие себя делу Марфо-Мариинской обители милосердия, по роду своей деятельности должны всецело принадлежать ей и отказаться по возможности от своей личной жизни и интересов ея во время пребывания в Обители милосердия, будучи связаны соответствующими добровольными обещаниями на известные сроки времени.

Ввиду трудности возлагаемых на сестер обязанностей, по уставу Обители назначаются сроки обещаний на определенное время (1, 3, 6 лет и более), желая, чтобы вступающая в Обитель милосердия серьезно обдумала предварительно тот путь, по которому она думает идти, и не обольщала себя каким-либо надеждами, которые не смогут осуществиться. Назначение сроков имеет целью: 1) укрепить волю и постепенно приучить человека к новой подвижнической жизни, сохранить в нем этой постепенностью ровность души, мир, так как обещание, данное сразу на всю жизнь, без собственного, хотя бы краткого опыта новой жизни, тяжелым камнем ложится на человека, ослабляя его энергию; 2) известную правильность в распределении работы Обители милосердия и 3)наибольшую ее полезность, так как для вступления в Обитель требуется известная подготовка в виде запаса знаний и духовного проникновения.
Соответственно своим целям Обитель милосердия принимает к себе не только сестер, но и сотрудниц, при помощи которых надеется шире проявить свою деятельность, в особенности вне обительских стен, и привлечь к участию в своей благотворительной и духовно-нравственной деятельности и широкий круг населения г. Москвы устройством соответствующих филиальных отделений. Вообще развитие деятельности Обители устройством соответствующих учреждений будет зависеть от сочувствия общества и притока материальных жертв на этот предмет».

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com