Попечительская деятельность Марфо-Мариинской обители до революции

12.03.2018
Попечительская деятельность Марфо-Мариинской обители до революции

Настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия Великая княгиня Елисавета Феодоровна уделяла особое внимание попечительной деятельности*. Сестры выходили за стены Обители ко всем страждущим помощи, при содействии священников московских приходов и городских попечительств посещали бедные семьи. Великая Матушка оценивала эту сторону деятельности Обители как "внутреннюю миссию Православной Церкви".

Особым вниманием Великой княгини пользовалась знаменитая Хитровка (район между Яузским бульваром и Солянкой), где обитали московские нищие, ее трущобы и ночлежки. С сентября 1913 г. сестры посещали ночлежные дома на Хитровом рынке, где подавали медицинскую и нравственную помощь. Для мальчиков в помещении чайной Общества трезвости устраивались чтения. Великая княгиня полагала, что любой, даже самый падший, человек способен к преображению. "Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено", – часто повторяла Великая княгиня. Елисавета Феодоровна не боялась посещать это московское "дно", неся и сюда свет и любовь Христову. С крестиками, иконочками, религиозными книгами, деньгами, продуктами сестры по очереди и непременно по двое приходили в бедные семьи, собирали о них сведения, чтобы в дальнейшем оказывать соответствующую помощь как лекарствами, так и через бесплатную столовую при Марфо-Мариинской обители.

В столовой Обители ежедневно отпускалось свыше 300 обедов – преимущественно бедным женщинам, обремененным многочисленной семьей и трудившимся на поденной работе. В отчете о деятельности Обители написано, что "бедные особенно дорожат этим видом помощи – это, с одной стороны, освобождает их от забот по приготовлению пищи, а с другой – дает лишнее время для заработка. Вот почему в настоящее время так много поступает просьб выдать от Обители книжку на обеды".

Не имея возможности спасти всех, сестры в первую очередь старались помочь самым слабым и уязвимым – детям. Они беседовали с родителями, убеждая их отдать детей в интернаты. Из мальчиков создали артель посыльных, отлично зарекомендовавшую себя в Москве; девочек устраивали в приюты и учебные заведения. Для детей бедняков организовывались Рождественские елки с подарками и теплой одеждой, изготовленной руками сестер.

В Николаевском дворце Кремля по воскресеньям собирался кружок "Детская лепта", где дети из обеспеченных семей шили платья, собирали деньги для покупки верхней одежды и обуви для детей бедняков и др. Работами заведовали Е.Г. Пронина, Н.Я. Эриксон, Д.З. Никитина. Перед началом работы о. Константин Зверев, бывший священнослужитель домовой церкви в генерал-губернаторском доме и в Николаевском дворце, близкий Елисавете Феодоровне человек, произносил слово в виде краткой проповеди или молитвы. Судьбы Елисаветы Феодоровны и Константина Зверева были связаны с начала 1890-х гг. Отец Константин Зверев умер в 1912 г. в больнице Марфо-Мариинской обители. Его имя осталось на закладной доске Покровского храма.

Важной стороной жизни Обители было просветительное служение, которое состояло в организации духовных бесед и чтений, содержании приюта и воскресной школы для женщин и девушек из городской бедноты.

В школе в начале учебного года было примерно человек 70 учениц, главным образом из прислуги, поденных фабричных работниц. Они разделялись на три группы по степени образования: неграмотные, слобограмотные и учащиеся. Женщины обучались на примерах из истории Православной Церкви, потом занимались церковным хоровым пением. Во время перерыва для учащихся устраивались чаепития, а после занятий они могли посетить вечернюю службу. Воскресная школа располагалась в доме, на верхнем этаже которого находилась квартира священника, а первый этаж занимали классы для обучения девочек из приюта Обители.
В приюте воспитывались девочки-сироты. В 1913 г. на попечении Обители их было 18. Образование воспитанниц было ориентировано на то, чтобы в будущем при желании они могли стать сестрами. Летом дети отправлялись на отдых в загородные имения, которые предоставлялись в их распоряжение на несколько месяцев благотворителями Марфо-Мариинской обители и друзьями Великой княгини.

Заботясь о духовном просвещении и воспитании, Великая Матушка открыла при Марфо-Мариинской обители бесплатную библиотеку, в которой только книг религиозно-нравственного содержания насчитывалось до 2000 томов. Своя библиотека была и в амбулатории, и в больнице. Марфо-Мариинская обитель выпускала брошюры и листки, которые распространялись и среди пациентов. В архиве Московской синодальной конторы сохранились документы, рассказывающие о подготовке к печати этой литературы.

Великая княгиня, заботясь о деле своей жизни – Марфо-Мариинской обители, составила духовное завещание, которое было утверждено Николаем II 25 апреля 1914 г. В нем Елисавета Феодоровна распределяла свои личные вещи среди близких родственников, завещала особый капитал в 25 тыс. руб. процентными бумагами на содержание усыпальницы Великого князя Сергея Александровича, а весь остаток капитала переходил в полную собственность учрежденной ей Марфо-Мариинской обители милосердия вместе со всем движимым и недвижимым имуществом. Елисавета Феодоровна отмечала в своем духовном завещании: "Я продала мои личные драгоценные вещи (кроме тех, кои я уже раздала родным в России и за границей), за которые я получила до 290324 руб.; сверх того я продала чрез брата моего и лично вещей на сумму более тридцати тысяч рублей <...> Ввиду того, что моя Марфо-Мариинская обитель предназначена исключительно для благотворения, я употребила эти деньги на мою Обитель; этот капитал числился по книгам Двора на 27 июля 1907 г. в сумме 125 059 руб. 96 коп. На вышеозначенные деньги я купила три имущества [...] в Москве за 368 000 руб. построила церковь и помещения и оставляю еще капитал [...] По указу Святейшего Синода Марфо-Мариинская обитель милосердия вполне принята Церковью, а потому не может быть и речи о ее закрытии...".

Созданный Великой Матушкой "монастырь в миру", как она и мечтала, стал источником созидательной христианской любви. Со временем Елисавета Феодоровна предполагала распространить его деятельность и на другие русские города. Кто знает, во что бы превратилось ее начинание, если бы не война и последовавшая за ней революция...

*Источник: Марфо-Мариинская обитель милосердия. 1909-2009. К 100-летию создания Обители. М., 2009. С. 127-129.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com