Петровская икона Божией Матери

06.09.2015
Петровская икона Божией Матери В воскресенье 6 сентября 2015 после Патриаршей литургии в Успенском соборе Московского Кремля прошел крестный ход по центру Москвы в честь празднования 700-летия начала святительских трудов в Москве митрополита Киевского и Всея Руси Петра. Маршрут повторил путь, совершенный первым московским епископом — от кремлевских стен вдоль реки Неглинки до Высоко-Петровского монастыря.

6 сентября - день празднования Петровской иконы Божией Матери, написанной святителем Петром, митрополитом Киевским, Московским и Всея Руси.

Сын простого крестьянина, в 12 лет он принимает монашество в Ратском монастыре на Волыни. Будущий митрополит проходил послушание на монастырской поварне. Зимой и летом он носил на своих плечах дрова и воду, мыл для братии власяницы (1). Тяжелый труд лишь укреплял молодого монаха. Он первым приходил к дневным и ночным службам и уходил последним, благоговейно и внимательно слушал проповедь, молился в храме.

Вскоре у инока созрело благочестивое желание научиться писать святые иконы. Его духовный наставник одобрил это намерение, и будущий святой прилежно принялся за дело. Его чувства и помыслы были направлены к неземному, к Небесному Царству, к Божией Матери, которую он чаще всего изображал. Его иконы раздавали братьям и простым мирянам.
Инок с первых лет жизни в монастыре был молчалив, немногословен, всегда стремился к уединению. Но ни в Киеве, ни во Владимире не сможет он, ставши митрополитом, найти душевный покой.

Уже после его назначения митрополитом Киевским и Всея Руси, святитель Петр вынужден будет постоянно менять место своей резиденции. Из Киева его будет гнать опасность иноплеменных вторжений. Во Владимире духовенство и приближенные правящего князя Михаила встретят его недружелюбно, его недолгое пребывание в столице Руси (2) будет омрачено клеветой и недовольством жителей.
И только Москва, шумный купеческий город, в лице князя Ивана Калиты (3) с радостью откроет двери своему почитаемому святому. Он заслужил народную любовь своим общественным служением, увещеванием паствы и политической деятельностью, направленной на объединение русских земель, раздираемых междоусобными войнами.

В своём обращении в связи с 700-летием начала святительских трудов в Москве митрополита Киевского и Всея Руси Петра Святейший Патриарх Кирилл говорит о нём следующее: «Митрополит Петр был послан Богом русскому народу в начале XIV века в один из судьбоносных периодов отечественной истории, когда земля Русская не только страдала от междоусобной брани, но и находилась под игом завоевателей». Как и Сергий Радонежский, святитель Петр стремился объединить русские княжества в силе и стойкости веры в Святую Троицу.

Оживленная жизнь Москвы, где митрополит начал своё служение в 1315 году, в ту пору ограничивалась территорией современного Кремля и была наполнена суетой. Она не могла в полной мере удовлетворить потребность святителя в уединении, в тихой неспешной искренней молитве. И после перенесения кафедры митрополита в Москву святитель Пётр основал за пределами Кремля обитель в честь святых апостолов Петра и Павла, известную сегодня как мужской Высоко-Петровский монастырь.
Отдалённая, окруженная хвойными лесами местность напоминала русскому пастырю жизнь в родном монастыре. В свободное от обязанностей время он предпочитал удаляться за пределы Кремля и служить с братьями.

Однако почитаемый святой известен был на Руси прежде всего своим даром иконописца.
Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси, будущий святитель Петр преподнёс ему в дар от Обители написанную им самим икону Божией Матери, впоследствии получившую название Петровской. С той поры сама Богородица оберегала иконописца, избрав его в наставники русской земли.

После смерти митрополита Максима на Руси в течение трёх лет не было духовного наставника, княжеская раздробленность с каждым годом всё сильнее разоряла русские земли, а татарские властители, стремившиеся поработить православный народ, накладывали на него непосильную дань. Необходимость в мудром духовном руководителе для всего народа была очевидна. В то время русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую епархию митрополит Киевский и всея Руси назначался Константинопольским Патриархом.

За благословением возглавлять русскую митрополию отправляются в Царьград из Владимирского княжества игумен Геронтий с иконой Божией Матери, написанной святителем Петром, и сам Петр, из Волынско-Галицкого.

Во время путешествия Владычица дивным образом показала своё попечение о святителе Петре. Когда отец Геронтий спал крепким сном, явилась перед ними сама Предивная и сказала: "Напрасно ты трудишься, предпринимая столь дальний путь. Знай, на тебя не возложится святительский сан, который ты хотел восхитить. Но тот, кто написал Мое изображение, Петр, игумен ратский, служитель Сына Моего и Бога, тот будет возведен на верховный престол митрополии Русской, и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил Кровь Свою; и так богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех".

Он рассказал свой сон Патриарху, который избрал иеромонаха Петра на служение Святой Троице и русскому народу. Благословляя его, он вручил иконописцу ту самую чудесную икону Божией Матери со словами "Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе". Столь дорогая сердцу икона не покидала святителя до установления кафедры митрополита в Москве, где она и хранилась в Успенском соборе до революции.

После Киева и Владимира митрополиту Киевскому, Московскому и Всея Руси, было просто найти общий язык с москвичами, московским духовенством и дворянством, и прежде всего, с Московским князем Иваном Калитой. Полюбился им добрый батюшка, строгий к себе, всегда готовый поддержать и обрадовать добрым словом каждого. Князь видел в митрополите не только духовного наставника, но и доброго друга, по увещеванию которого и была заложена первая Успенская церковь в Москве. "Если ты", - говорил митрополит великому князю Иоанну, - "успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших."

4 августа 13426 года Иван Калита заложил в Москве первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. А в декабре этого же года святой Петр отдал свою душу Господу. Согласно житию святого, он приходил трудиться каждый день вместе с работниками, с молитвой к Богородице строил себе каменную гробницу, которую впоследствии поставят под написанную им икону Петровской Божией Матери (4).

Сколько чудес совершала Петровская икона Божией Матери! Сколько из них остаются тайной, и как явен промысел Божий о русской земле и о заступничестве Владычицы через свой образ!
С ее помощью пришел конец смутному времени междуцарствия (5) на Руси. В 1613 году рязанский архимандрит Феодорит с покровительством Петровской иконы отправляется в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову для призвания его на царство.

Род Романовых правил Российским государством до ХХ века.

Во время революции 1917 года Петровская икона Божией Матери бесследно исчезла из Успенского Собора. Некоторые до сих пор считают, что таким образом Божия Матерь, изображенная на Петровской иконе, отвернулась от России, как и россияне отвернулись от неё и отказались от веры православной.
Другие полагают, что икона-пядница (6) неизвестного происхождения, найденная недавно в Успенском монастыре и оставшаяся чудесным образом нетронутой и не сожженной, и является на самом деле тем самым древним почитаемым образом Петровской Богоматери.



(1) Аскетическая грубая одежда из волос животного.
(2) С 1243 по 1389 года Владимир был столицей Северо-восточной Руси.
(3) Второй сын Московского князя Даниила Александровича в 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II причислен к лику местночтимых святых г. Москвы в лике благоверных. День памяти — 13 апреля.
(4) (в сноску: Успенский Собор был воздвигнут в кратчайшие сроки, что отчасти объясняет непрочность конструкций. К 1471 году Успенский храм обветшал и постепенно разваливался. Свод подкрепляли деревянными палками, но восстановить церковь не представлялось возможным. Иван Ш приказал разрушить храм, на месте которого и воздвигнут Успенский Собор современного Кремля).
(5) С момента пресечения царской линии рода Рюриковичей и до момента избрания на престол Бориса Годунова
(6) «Пядь» на древнем православном языке обозначает меру длины в четверть аршина.

Татьна Энтина 
Фотоматериалы с официального сайта Московского Патриархата www.patriarchia.ru


Фотографии
  • Петровская икона Божией Матери
  • Петровская икона Божией Матери

Возврат к списку

© 2014-2016. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com