В 2017 году исполнилось 125 лет со дня рождения и 50 лет со дня кончины Павла Дмитриевича Корина. Вклад этого выдающегося художника в отечественное искусство сложно переоценить. Он не только был прекрасным и разносторонним художником, но и высокопрофессиональным реставратором, а также коллекционером, собравшим одну из самых интересных коллекций древнерусского искусства, сложившихся в XX веке.
В Марфо-Мариинской обители милосердия П.Д. Корин выполнил роспись крипты Покровского собора в 1914-1917 годах, предварительно ознакомившись с фресками соборов и церквей Ростова Великого и Ярославля.
В крипте соединены два помещения – усыпальница и сам храм. «В храм ведет лестница, украшенная декоративными полотенцами, – поясняет искусствовед Л.Н. Ратнер. – Храм освящен во имя Архистратига Божия Михаила и всех Небесных сил бесплотных и всех святых. Стены расписаны процессиями ангелов и святых жен, над дверью размещено изображение «Трех отроков в печи огненной», что являет собой прообраз Воскресения. Деисис написан неканонично – изображена Троица Новозаветная, что вполне в духе эпохи Модерна.
Особенно хочется отметить фреску, изображающую трех праотцов – Авраама, Исаака и Иакова, что символизирует Рай, и стоящего перед ними Благоразумного разбойника. Сам Павел Корин назвал свою работу «Путь праведников ко Господу».
Потолок и своды украшены пылающими серафимами, что составляет яркий контраст с голубоватыми ликами ангелов и мафориями жен.
Фрески написаны удивительно свободно, легко и при этом монументально. Пространство стен украшено декоративным орнаментом и замечательной каллиграфией. Фрески поражают яркостью и свежестью красок, несмотря на плохую сохранность»[1].
Огромную роль Корин сыграл в сохранении произведений искусства, много лет проработав в комитете по охране памятников. Спасенные им и его братом Александром более тысячи палехских прорисей вошли в фонды Третьяковской галереи, а коринское собрание рукописей и книг было подарено библиотеке Иосифо-Волоколамского монастыря.
Особое место в жизни Корина занимала музыка, многие его произведения изобразительные были тесно связаны с произведениями музыкальными. Сколько раз возвращаясь с концерта, который произвел на него сильное впечатление, Корин писал в своих дневниках, что именно так надо писать картины. Сколько в его записях встречается сравнения живописи с музыкой – картина должна звучать как эта музыка, картина звучит под эту музыку. "Картина моя, – пишет Корин – на похоронный мотив Святый Боже". Палехский пейзаж "Моя Родина" написан под звон вечерних колоколов. Не случайно великих композиторов и исполнителей он называл "великими художниками". И сам дом Кориных был всегда наполнен музыкой – пели, придя в гости близкий друг Павла Дмитриевича протодиакон Михаил Холмогоров и выдающийся оперный певец Пантелеимон Норцов, играли на рояле Игумнов, Рихтер, а за физгармонь садилась жена художника – Прасковья Тихоновна.
В доме художника была собрана прекрасная коллекция из более чем двухсот грампластинок. Это и старые граммофонные пластинки, и более поздние издания, с записями духовной и классической музыки в исполнении великих музыкантов того времени.
"Музыку слушать надо чаще, а то душа черствеет", писал Корин в своем дневнике.
Вечер памяти Павла Дмитриевича Корина прошел 22 ноября в Государственной Третьяковской галерее. В рамках программы был представлен концерт духовной музыки в исполнении хора храма Святителя Николая в Толмачах, прозвучали воспоминания о художнике, были показаны архивные кинокадры, сохранившие его облик.
С Третьяковской галереей Павла Дмитриевича Корина связывали очень тесные отношения. В 1925 году галерея стала первым музеем, купившим его работы, а в 1944 году здесь прошла первая персональная выставка мастера. Знала галерея Корина и как реставратора – он восстановил ряд произведений В.М. Васнецова и М.В. Нестерова, был постоянным консультантом на реставрационных советах. По завещанию художника его дом на Малой Пироговской улице с собранной Кориным коллекцией произведений искусства был передан Третьяковской галерее и стал одним из научных отделов музея.
В настоящее время в залах Третьяковской галереи на Крымском валу представлена расширенная экспозиция произведений Корина из собраний Третьяковской галереи и его дома-музея. Там можно ознакомиться с серией наиболее известных портретных работ живописца 1930-х – 1950-х годов, представляющих писателей, артистов, художников, а также серию портретов духовенства, задуманных как этюды к неосуществленной картине "Реквием. Русь уходящая" и знаменитый триптих "Александр Невский". Экспозиция продлится еще 2 месяца – декабрь и январь.
Материал предоставлен Государственной Третьяковской галереей
____________________________________________
[1] Менделеева Д., Пронина К. Фрески Павла Корина в Марфо-Мариинской обители. 30 января 2014 г. «Правмир».
Фотографии