Общины сестер милосердия в России в XIX – XX веках

07.08.2017
Общины сестер милосердия в России в XIX – XX веках

Первые благотворительные учреждения, в задачи которых входило призрение больных и уход за ними, появились в России в начале XIX века. Одними из первых появились Вдовьи дома, при которых состояли отделения сердобольных вдов1.

Отличительной особенностью первых общин милосердия была их поликонфессиональность. Объяснялось это, по-видимому, тем, что целью создания таких общин была помощь раненым и нуждающимся, а вероисповедание было личным делом каждой сестры. Однако потребность получить церковное благословение существовала, что можно заключить из того факта, что устроители первой в России Свято-Троицкой общины милосердия Великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Тереза Ольденбургская прислали устав своей общины милосердия на рассмотрение Московскому митрополиту Филарету (Дроздову). Святитель, зная о поликонфессиональности общины, заметил, что: «…разность вероисповеданий препятствует сгармонизировать общину в духовно-нравственное единство, одушевить одним общим духом и дать ей внутреннюю силу»2.

В основу многих общин сестер милосердия XIX века были заложены принципы христианской нравственности, которые были призваны удовлетворить религиозные потребности сестер и призреваемых ими людей, необходимость чего очевидна, учитывая, что в своей работе сестры милосердия постоянно сталкивались со страданием, болью и смертью. Однако объединение сестер вокруг христианских идеалов и способствование изменению их жизни и духовному возрастанию не являлось главной целью для общин сестер милосердия. Образование общин часто инициировалось началом войн или других народных бедствий. Обещание не выходить замуж и жить на время данного обета в общине, что практиковалось во многих случаях, также не несло какого-то сакрального смысла, так как не являлось началом новой жизни во Христе, а знаменовало собой лишь новый этап в жизни каждой сестры, сопряженный с помощью нуждающимся. Причиной такого выбора могло быть как желание духовного подвига, так и патриотическая настроенность или гуманистические идеалы.

Николай Иванович Пирогов, размышляя на тему мировоззрения сестер Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, категорически отвергал сопоставление их служения со служением монахинь и диаконисс. Он писал: «Наша Церковь не имеет никаких преданий для подобных учреждений, и она настолько консервативна <…>, что не в силах примениться к насущным требованиям нового времени. Поэтому, я думаю, что наши учреждения сестер не должны ничего заимствовать у западных, а должны установиться на новых началах. Наша сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть женщиной с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, а при том она непременно должна сохранить чувствительное сердце»3.

Замечательную попытку осмыслить служение сестер милосердия в свете православного учения сделал духовник Крестовоздвиженской общины будущий протопресвитер и ректор Санкт-Петербургской академии священник Иоанн Янышев в записке «Об учреждении общины сестер милосердия в Православной России». Община сестер милосердия, по мнению отца Иоанна, должна быть обществом избранных христианок, «…ради любви ко Христу Спасителю и ради своего спасения добровольно оставивших все в мире, чтобы служить Господу в лице Его меньшой братии: больных, сирот, детей, странников, странниц…»4. Одной из причин, по которой может возникнуть необходимость в создании такого рода общин, отец Иоанн считает «оскудение любви и частной благотворительности» в членах Православной Церкви, когда «…созреет более или менее общее убеждение в необходимости особого сословия женщин – официальных служительниц делу человеколюбия»5. При этом протопресвитер отмечает, что целью служения такой общины должно быть спасение душ, как сестер, так и призреваемых ими людей6.

Итак, мы видим, что служение сестер милосердия со времени своего появления было скорое частным случаем светской благотворительности, чем церковным служением. «В самой организации «общин милосердия» лежит причина, что обет, молитва и Церковь здесь дело личной настроенности руководящих и сестер, но не самого устроения жизни»7, – писала о современных ей общинах милосердия святая преподобномученица Елисавета. Подвиг сестер милосердия был продиктован социальными и патриотическими мотивами и не имел в своем основании мотива служения Богу и желания через этот подвиг изменить свою жизнь и достичь святости<…>

С 1903 года все общины сестер милосердия, согласно принятому Общему уставу общин Красного Креcта, поступили в ведение Общества Красного Креста, что, с одной стороны, способствовало упорядочению работы Российских общин, а с другой стороны, окончательно закрепляло за ними светский характер8.

Иг. Елисавета (Позднякова Е.В.) Служение сестер Марфо-Мариинской обители милосердия: Замысел основательницы и его реализация на разных исторических этапах: диплом. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. М., 2016. С. 22-26

Фото: Перевязку делает страстотерпица Великая княжна Татьяна Николаевна

 

Примечания

1 Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М.: Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, 2001. С.53.

2 Волошун П.В. Блаженны милостивые. Благотворительная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: ДАР, 2010. С. 131.

3 Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М.: Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, 2001. С.90.

4 Волошун П.В. Блаженны милостивые. Благотворительная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: ДАР, 2010. С. 134.

5 Там же.

6 Там же. С. 135.

7 Пояснительная записка о задачах и целях открывшейся в Москве Марфо-Мариинской Обители Милосердия, 1911 // Вдали от мирской суеты. Под ред. Скляровой М. Нижний Новгород: Редакционно-издательский центр Нижегородского епархиального управления Русской Православной Церкви, 1996. С.79.

8 Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М.: Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, 2001. С. 199.

 

 

 

 



Возврат к списку

© 2014-2016. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com