Мемориальный музей как одно из ведущих миссионерских направлений обители

30.12.2015
Мемориальный музей как одно из ведущих миссионерских направлений обители В покоях, где жила святая основательница Марфо-Мариинской обители милосердия Великая княгиня Елисавета Феодоровна, сегодня находится мемориальный музей, открытый в 2008 году после обширных реставрационных работ.

Насколько важным становится для многих экскурсантов соприкосновение с личностью преподобномученицы, а также с личностями людей высокого духа, окружавших ее, – об этом и многом другом мы говорили с настоятельницей Обители милосердия на Большой Ордынке в Москве игуменией Елисаветой (Поздняковой). Но началась наша беседа с расстановки акцентов. Главный из них: какое место должен занимать мемориальный музей в монастырской жизни. 

иг. Елисавета: Недавно я услышала замечательные слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые, на мой взгляд, объясняют наше – в какой-то мере спокойное – отношение непосредственно к самому музею (при том, что мы занимаемся его развитием, любим его). Суть слов Его Святейшества сводится к следующему: для нас важна память о наших святых не только потому, что это были люди, оставившие светлый след в истории. Если к ним относиться просто как к великим людям, тогда они превращаются в музейный экспонат. Однако они отличаются от других величайших личностей именно тем, что мы можем им молиться. Святые остаются для нас живыми, и в монастыре это, наверное, особенно заметно.

Невоцерковленный человек, приходя в Обитель впервые, как правило, спрашивает: «Можно музей посмотреть?» Конечно, можно. Но в нашем случае музей – это то место, что способно стать для него проводником в храм. Для людей воцерковленных главным в Обители является храм и рака с частицей мощей ее святой основательницы, переданных нам из Иерусалима в 2009 году. Потому что для верующих важнее всего диалог с живой святой. И поэтому наши прихожане в музее бывают нечасто: однажды посетив его, могут повторить свой визит, например, через год или еще через какое-то время. То есть мы видим доминирование молитвенного общения над музейной экспозицией. Музей в большей степени несет миссионерскую нагрузку. Ведь сколько было случаев, когда рассказы о жизни преподобномученицы Елисаветы приводили людей в храм, приводили их к Богу!


Порою задействованы все – от штатных экскурсоводов до сестер обители.

– Много ли бывает экскурсий и кто их проводит?

– Регулярные экскурсии у нас проводятся ежедневно в 11.00 и в 15.00, кроме понедельника. В промежутках между ними бывают экскурсии для организованных групп. Или, случается, человек проездом в Москве – первый и, возможно, последний раз! – и просит провести экскурсию. Мы не отделяем мемориальный музей от всего ансамбля Марфо-Мариинской обители милосердия: экскурсии включают в себя знакомство с территорией Обители, посещение Покровского храма, храма во имя Святых Марфы и Марии и музей. Ведут их как штатные экскурсоводы, так и наши сестры.

Если кто-то из экскурсоводов заболел и подменить его некем, подменяет сестра. Или людей приходит очень много – тогда подключаемся все. Для того, чтобы музей стал доступен как можно большему числу экскурсантов, мы создали школу православных экскурсоводов из числа добровольных помощников Обители. И после двухмесячного обучения на семинаре-практикуме выпускники школы включаются в череду наших экскурсоводов. В этом месяце выпустили первую группу – порядка 30 человек. А в апреле 2016 года продолжатся занятия для следующей группы православных экскурсоводов.

0hv_9511.jpg


– Как удалось найти столько энтузиастов?

– Они сами нас нашли. Это неравнодушные православные люди, люди неслучайные. Мы только собеседование с ними проводили, принимали их на учебу. Наши штатные экскурсоводы чрезвычайно рады тому обстоятельству, что в лице выпускников курсов они получили серьезную, значимую помощь. Кстати, и несколько сестер Обители тоже обучались с добровольцами, слушая лекции квалифицированных преподавателей православных московских ВУЗов. Помимо того, что слушатели получали ценные исторические сведения, еще на лекциях большое внимание уделялось следующим моментам: как расположить к себе людей; как передавать информацию слушателям и поддерживать с ними контакт на протяжении всей экскурсии; как преодолеть ту или иную сложную ситуацию, если она вдруг возникнет...

Гостям здесь всегда рады!

– Матушка, Вам ведь тоже приходится проводить экскурсии. Например, чуть более года назад Вы встречали делегацию Коптской Церкви во главе с Патриархом Феодором II. Когда Вы вели высоких гостей по покоям преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, что Вам в те минуты хотелось донести до Предстоятеля древнейшей Церкви, созданной, по преданию, святым евангелистом и апостолом Марком?

– Начну с того, что мы всегда очень рады гостям. У нас их бывает много. Посещают обитель и представители Поместных Православных Церквей, и представители других конфессий. Коптский Патриарх Феодор II оказался совершенно удивительным, добрым человеком. С большим вниманием он все рассматривал, с огромным интересом обо всем расспрашивал. У нас есть девочка из Палестины, для которой арабский язык родной (воспитанница Вифанской школы на Святой Земле, она до недавнего времени жила в Свято-Елизаветинском приюте, теперь учится в педагогическом колледже и проживает в нашем студенческом общежитии). Так вот юная палестинка стала переводить наш рассказ Блаженнейшему Патриарху Феодору и членам делегации, а слова высоких гостей – нам. В результате встреча получилась теплой, почти что семейной.

Не могу сказать, что мне хотелось донести до Коптского Патриарха какие-то специальные мысли. Когда я рассказываю о Елисавете Феодоровне, то, пожалуй, передаю свое собственное отношение к ней, к ее жизни, а каждый человек уже воспринимает это по-своему. Был тут как-то любопытный случай: нам сообщили, что из Германии едет герцог Ольденбургский, интересующийся историей своего рода, и что он хочет со своей супругой посетить нашу Обитель. Мы обрадовались, зная, что этот знатный род находился в близком родстве с Домом Романовых. Согласно полученной информации переводчик зарубежным гостям не требовался. Встретили мы их с цветами и сразу же поняли, что ни герцог, ни герцогиня на русском языке не говорят. К счастью, один молодой человек из числа сопровождавших герцогскую чету более-менее сносно знал немецкий язык, и это помогло в общении.

В мемориальном музее я вела экскурсию «точечно»: рассказывала про отдельные экспонаты и связанные с ними интересные истории. Вдруг в предпоследнем зале герцог останавливается, внимательно смотрит на фотографию, запечатлевшую Елисавету Феодоровну с Великим князем Сергием Александровичем, и спрашивает: «А как они связаны между собой?» В этой предпоследней комнате мне пришлось рассказывать все с самого начала! Герцог с супругой были настолько потрясены судьбой и мученической кончиной Елисаветы Феодоровны, урожденной принцессы Гессен-Дармштадтской, что, вернувшись домой, написали нам прочувствованное письмо со словами благодарности...

0hv_9518.jpg


Всякие ситуации бывают. Но главное, хочется, чтобы соприкосновение с жизнью первой настоятельницы нашей Обители оставило в душе глубокий след и человек, узнавший о Великой княгине, захотел бы подражать ей в делах милосердия. Поэтому с какой-то периодичностью мы проводим экскурсии для сотрудников наших социальных проектов, которые Обитель инициирует. Это медицинский центр «Милосердие»; Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детская паллиативная служба; служба помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и целый ряд других наших подразделений. Бывают в музее и девочки из Свято-Елизаветинского приюта. Поскольку состав нашего приюта регулярно обновляется (кто-то из подопечных уходит в приемную семью, кто-то возвращается в семью кровную), то новенькие, попадая к нам, приходят в музей и узнают о преподобномученице Елисавете.

Музей и сегодня пополняется экспонатами

– Какие реликвии в мемориальном музее святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, на Ваш взгляд, особенно ценны?

– Все реликвии одинаковы по своей ценности, однако, повторюсь, что в музее четко осознаешь: Елисавета Феодоровна не тут. Мы с благоговением относимся к мемориальным вещам, которые видим в качестве экспонатов, но все-таки преподобномученицу Елисавету ощущаем не через них, а через молитвенное общение в храме. Да и не только в храме, потому что присутствие святой настоятельницы чувствуется в обители везде и всеми: и сестрами, и нашими подопечными, и сотрудниками социальных служб, и прихожанами. А музей – это прекрасная возможность прикоснуться к истории монастыря как прошлого века, так и века нынешнего.

Есть здесь, казалось бы, неприметный с виду экспонат – значок Елисаветинского благотворительного общества, которое когда-то создала Елисавета Феодоровна. На меня большое впечатление произвело то, как этот значок к нам попал. Принес его мужчина, вошедший в церковную лавку со словами: «Я не знаю, что это, но, видимо, это имеет отношение к вашей обители». Добавил, что он пропил все, а значок пропить не может – решил принести его нам. Мне кажется, эта реликвия дорогого стоит: в душе спившегося человека, посчитавшего значок святыней, происходили явные благотворные изменения. Не знаю, что потом с ним случилось, но хочется верить, что Господь остановил бедолагу на краю пропасти, не дал ему упасть в бездну.

Музей продолжает пополняться экспонатами. Некоторые из них приносят незнакомые люди, некоторые – знакомые коллекционеры, которые выкупают их на аукционах. Совсем недавно нам на хранение передали молитвослов, выпущенный для сестер Марфо-Мариинской обители милосердия в 1910 году. Я даже не знала, что такое издание было. Теперь мы надеемся, что сумеем его переиздать. А принесли его потомки бывшей насельницы Обители – княжны Марии (Оболенской). Молитвослов и ее фотографию... Нам было известно, что такая сестра здесь подвизалась и что она, иногда подменяя келейницу Матушки инокиню Варвару (Яковлеву), ходила по Хитрову рынку из притона в притон вместе с Елисаветой Феодоровной, которая разыскивала там сирот и уговаривала взрослых отдать этих несчастных детей ей на воспитание.

Но в списках сестер на момент закрытия обители в 1926 году Мария (Оболенская) не значилась. Доходили косвенные сведения, что она раньше покинула Россию. Что с ней случилось дальше, об этом недавно поведали ее родственники. То есть чудесным образом современным сестрам обители в честь Святых Марфы и Марии открылась судьба одной из их предшественниц...

Хотя мемориальных вещей в музее не так много, но они есть. Есть апостольник Великой Матушки, как называли Елисавету Феодоровну сначала здесь, затем и по всей Москве. Апостольник сохранила одна из сестер. Есть наперсный крест, который носила Матушка-настоятельница. Среди экспонатов – сервиз великокняжеской четы с великокняжеским вензелем и разные шкатулочки. Удивительно, но чаще всего нам приносят то, что Великая княгиня и духовник Марфо-Мариинской обители преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) (до принятия монашеского пострига протоиерей Митрофан) кому-то дарили. Потомки тех людей приходят и говорят: «Это Елисавета Феодоровна дарила моей маме» (или бабушке, или еще кому-то из близких родственников).

Что касается рояля, на который все экскурсанты обращают внимание, то вначале были непроверенные слухи, что он находится здесь с дореволюционных времен и не покидал стен Обители. Чтобы найти им подтверждение, мы сделали запрос в фирму «Беккер» – производитель этого рояля. Оттуда нам ответили, что да, этот рояль и еще один покупала Великая княгиня для Марфо-Мариинской обители милосердия. Так что можно сказать: рояль начала прошлого века пережил все вместе с Обителью: и ее закрытие богоборцами в 1926 году, и ее возвращение Русской Православной Церкви в 1992 году.

0HV_9484.JPG


Хочется выразить огромную благодарность реставраторам, восстановившим интерьер музея. Конечно, в советское время многое было утрачено и само здание находилось в весьма плачевном состоянии, но сегодня те комнаты, интерьер которых мы знаем по фотографиям, практически, восстановлены в первозданном виде на 95 процентов. Полностью восстановлен интерьер личной молельной комнаты, где молилась Елисавета Феодоровна и куда она, как мы видим из дошедших до нас свидетельств сестер, приглашала их вместе с нею молиться. Раньше из покоев Великой княгини был переход в больничный корпус, и святая настоятельница обители приходила туда ночью, смотрела, как идут дела. Нередко она просиживала ночи у постели тяжелобольных: меняла повязки, давала попить, утешала. Над умирающими читала Псалтирь.

Сегодня наш музей находится в промежуточном состоянии. Есть задумки по переустройству существующей экспозиции, но это планы на будущее.

Объединяющее начало

– Давайте тогда вернемся к настоящему. Весной этого года в Государственном центральном музее современной истории России прошла выставка «Белый Ангел», посвященная истории создания Марфо-Мариинской обители милосердия и жизни ее основательницы. Для монастыря это был, по Вашим словам, «первый опыт такой масштабной выставки». Как Вы его оцениваете? Появилось ли чувство удовлетворения от сотрудничества со светскими организациями?

– В подготовке экспозиции приняли участие ведущие музеи и архивы страны, начиная с Музеев Московского Кремля и заканчивая Архивом Государственного музея архитектуры имени Щусева. Но сама выставка мне, может, даже больше запомнилась не экспонатами, а отношением людей к памяти преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Людей, на первый взгляд, совершенно светских, невоцерковленных. Когда у нас появилась идея проведения такой выставки, то не сосчитать, сколько человек нас останавливало. Они говорили: «Да вы что? У вас ничего не получится! Это огромные деньги! Только одна транспортировка сколько стоит

Когда же непосредственно началась подготовка к выставке, все оказалось намного проще – и не потому, что дешевле стоило, а потому, что многие шли нам навстречу. Буквально все помогали, чем могли. А сотрудники Музея современной истории России разрешали нам проводить благотворительные экскурсии, хотя это и лишало их некоторой прибыли. Иными словами, выставка «Белый Ангел» стала объединительным моментом для всех хранителей памяти Елисаветы Феодоровны. И для самого музея на Тверской она явилась настоящим открытием. Множество замечательных экспонатов, представленных на ней, в таком сочетании встречались впервые.

– Матушка Елисавета, и последний вопрос, пожалуй что, личного характера. Из каких источников, при каких обстоятельствах Вы узнали о Великой княгине Елисавете Феодоровне? Как это повлияло на Вашу жизнь?

– Я была в монастырской общине Самарской области и в тот день по послушанию пасла коров в поле. Мама привезла мне книгу Любови Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елисавета Феодоровна», я взяла ее с собой. Сижу в овраге – коровы щиплют травку, а я оторваться от книжки не могу. Особенно поразили письма Эллы, как называли ее в родительском доме, своей знаменитой бабушке английской королеве Виктории. Из них было видно, насколько сильно внучка любила бабушку. Я тогда даже пересмотрела отношение к собственной бабушке, которая была человеком нецерковным, а я все пыталась ей объяснить свою позицию. Читала книгу и думала: надо же, как Елисавета Феодоровна общалась с бабушкой! Ни в чем ее не убеждала – просто любила и все! И под воздействием этой книги мои отношения с бабушкой тоже поменялись в лучшую сторону. С тех пор я очень полюбила Елисавету Феодоровну.

0hv_9521.jpg


Попрощавшись с матушкой-настоятельницей, я встретилась с куратором программы семинара-практикума православных экскурсоводов ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия Мариной Кировой. И она провела запоминающуюся экскурсию по обители и музею. Сколько раз доводилось бывать в обители прежде, но проникновенный рассказ Марины Сергеевны помог по-новому увидеть и Покровский собор, и слегка заснеженную территорию, и мемориальный музей. Нетрудно было представить, с каким вниманием слушают экскурсовода экскурсанты.

На душу легло все от первого до последнего слова, и словно бы зримо предстала перед глазами картина той жизни, в которой милосердие сделало эту Обитель, что находится недалеко от Московского Кремля, центром притяжения и местом утешения для тысяч обездоленных людей, страждущих помощи и человеческого участия. Такой богатейший пласт нашей истории с яркими судьбами, озаренными подвигом во имя ближнего, открывают многие экспонаты в мемориальном музее, редкие фотографии того сурового времени, что к концу экскурсии, по словам Марины Сергеевны, многие женщины не скрывают слез, а мужчины стоят потрясенные. Для некоторых это потрясение становится первым шагом на пути к делам милосердия Обители.

Люди приходят сюда снова – уже в качестве добровольных помощников, число которых растет.
И в этом тоже есть заслуга миссионерской деятельности музея.


Источник: monasterium.ru
Беседовала Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков

Возврат к списку

© 2014-2016. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com