Истоки женского церковного служения

31.07.2017
Истоки женского церковного служения

Служение женщин при храме известно со времен Ветхого Завета, и примером тому являются женщины, служившие у дверей Скинии Свидения1. Женщинам не только дозволялось служить при храме, но Господь наделял их и духовными дарованиями, о чем свидетельствуют упоминания в истории Ветхого Завета о женах пророчицах: Мариам (Исх.15: 20), Девворе (Суд.4: 4-5), Анне (Лк. 2: 36) и Олдаме (4 Цар. 22: 14). Можно также вспомнить и дочь Иеффая (Суд. 11: 34), которая, согласно некоторым толкователям, не была принесена во всесожжение, но была посвящена на служение при скинии. «Иеффай не принес свою дочь во всесожжение, что противно было Закону Божию, а только посвятил на служение Богу, с тем, чтобы она всю жизнь пребывала девой – и сотвори на ней обет свой, им же обещася; и сия не позна мужа»2.

Во время земной жизни Христа Спасителя некоторые женщины служили Ему: «…служаху Ему от имений своих» (Лк. 8: 2-3), – а затем стали помощницами святых апостолов в их проповеди. По свидетельству святого евангелиста Луки, женщины, служившие Христу, получили от Него исцеление от злых духов и болезней. Однако пример святых праведных жен Марфы и Марии, сестер Лазаревых, ясно свидетельствует, что не только благодарность к Спасителю заставляла их следовать за Ним, но и крепкая вера во Христа как Бога и неотделимая от веры любовь к Божественному Учителю, соединенная с глубоким покаянием в своих грехах. Так, объятая горем Марфа, встречая своего Учителя после смерти любимого брата, на вопрос Господа твердо отвечает: «Ей, Господи: аз веровах, яко Ты еси Христос Сын Божий, иже в мир грядый» (Ин. 11: 27). Мария же, по благословению святого апостола Луки, придя в дом, где находился Христос, возлила на Его ноги драгоценное миро, омыла их слезами и отерла волосами своими. Из слов Спасителя очевидно, что сделал она это из любви к своему Божественному Учителю и веры в Него, а слезы, которыми сопровождалось это возлияние благовонного мира на ноги Христа, являются свидетельством глубокого раскаяния в своих грехах и смирения. За эту любовь и непоколебимую веру Господь прощает ей грехи (Лк. 7: 37-50).

Жены-мироносицы и другие женщины, сопровождавшие Христа во время Его земной жизни и служившие Ему от своих имений, положили начало женскому служению в христианской Церкви.

Служение вдов
С ветхозаветных времен вдовы в Израиле были сословием призреваемым и опекаемым. С пришествием на землю Христа Спасителя их положение некоторым образом изменилось, поскольку изменилось отношению к второбрачию. Если в Ветхом Завете овдовевшей женщине предписывалось выходить замуж, то в Новом Завете перед ней открываются другие возможности. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит, что вдове не нужно выходить замуж вторично, и только если женщине не под силу хранить чистоту, то тогда пусть выходит замуж, «…ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7: 8-11). Это предписание поставило вдов в весьма тяжелые материальные условия и послужило поводом обратить особенное внимание первохристианской общины на их положение. В Деяниях Апостольских мы встречаем пример особой заботы святых апостолов о вдовах. Для того, чтобы церковные приношения разделялись справедливо между членами общины, в частности, чтобы не обделялись вдовы, святые апостолы избирают семь диаконов, дабы «служить столам» (Деян. 6: 1-6).

Церковь брала на себя попечение о вдовицах, обеспечивая им возможность сохранить себя в чистоте и избежать нищеты. Однако из первого послания апостола Павла к Тимофею мы знаем, что такое положение накладывало на вдов и определенные обязательства, такие как воспитание детей своих и чужих и пребывание в молитвах. Эти обязанности апостол Павел усваивает «истинным вдовицам», а также говорит об избрании вдов для служения (1 Тим. 5: 3-10). С.В. Троицкий в своем исследовании «Церковнослужительницы в Православной Церкви» говорит о существовавшем уже в I веке разделении вдов на «просто вдов» и на «вдов-церковнослужительниц»3. Последние избирались из числа обычных вдов, и, по определению апостола Павла, такая вдова должна была быть женой одного мужа, не моложе шестидесяти лет, а также «известна добрыми делами» (1 Тим. 5: 9-10).

Таким образом, для истинных вдовиц вдовство становилось формой служения Богу. Главной их обязанностью было непрестанно молиться: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5: 5). Священномученик Поликарп Смирнский в своем послании к Филиппийцам называет вдовиц «жертвенником Божиим»4 и указывает на необходимость учить их вере, «…чтобы они здраво судили о вере Господней, предстательствовали непрестанно за всех, удалялись всякой клеветы, злоречия, лжесвидетельства, сребролюбия и всякого порока…»5. Другой непременной составляющей служения вдовиц была благотворительность: они воспитывали и учили сирот, заботились о больных, помогали заключенным, также в обязанности некоторых вдовиц входило учить вере женщин6.

Впоследствии к вдовицам стали причислять и молодых дев, которые сознательно, ради служения Христу избирали для себя девство. С.В. Троицкий в своем исследовании называет чин вдов и дев «монашеством до монашества»7.

Служение диаконисс
Относительно времени появления диаконисс существуют различные мнения. Одни утверждают, что диакониссы существовали уже во времена святых апостолов, ссылаясь на указание апостола Павла в послании к Римлянам, где он в первых же строках представляет диакониссу Кенхрейской церкви Фиву (Рим. 16: 1-2). Другие считают, что служение диаконисс стало продолжением раннехристианского служения вдов либо его ответвлением. По мнению С.В. Троицкого, после выделения из состава вдов особого разряда служительниц – диаконисс – и возложения на них всех обязанностей, связанных с помощью при богослужении, положение вдов-церковнослужительниц постепенно стало терять свое значение, а к концу IV века и вовсе исчезло8

Служение диаконисс включало в себя два направления деятельности. В первую очередь, диакониссы состояли в церковном клире, в их обязанности входило подготавливать женщин к Таинству крещения, оказывать помощь священнослужителям при самом крещении женщин, следить за размещением женщин в храме и их поведением во время богослужения. Второй важной составляющей служения диаконисс была забота о нуждающихся и распределение среди них пожертвований, посещение на дому больных и беременных женщин. Жили диакониссы при храме и вели жизнь воздержанную и строгую. Согласно правилам Соборов, чин посвящения диаконисс предполагал две степени посвящения. Первая – диакониссы «по одеянию» (19 правило I Вселенского Собора9), они занимались делами милосердия, служили больным и нуждающимся, но при этом получали лишь благословение епископа и посвящение с обетами. Рукоположения диакониссы по одеянию не получали и вследствие этого могли вернуться в мир и выйти замуж10

Вторая степень – диакониссы «по рукоположению», которые становились членами клира и могли в полной мере совершать подобающее диакониссам церковное служение. Наличие первой степени – диаконисс по одеянию – свидетельствует о том, что служение рукоположенных диаконисс было служением пожизненным, и, можно сказать, «образом жизни» вступавших в него женщин. Поэтому прежде чем допустить деву или молодую вдову к такому служению, требовалось тщательное испытание. Необходимость достижения сороколетнего возраста объясняется как каноническими правилами, так и тем, что в этом возрасте меньше вероятности, что у женщины возникнет желание выйти замуж. Это подтверждается 15 правилом IV Вселенского Собора, которое гласит: «В диакониссы поставлять жену, не прежде сорока лет возраста, и притом по тщательном испытании. Если же, приявши рукоположение и пребывши некоторое время в служении, вступит в брак: таковая, как оскорбившая благодать Божию, да будет предана анафеме, вместе с тем, кто совокупился с нею»11.

Четвертый век отмечен расцветом женского диаконисского служения, распространение которого, однако, на Востоке и на Западе проходило по-разному. Зародившись на Востоке, этот институт приносит обильный плод, на Западе же он не находит такого отклика. По мнению священномученика Владимира (Богоявленского), причина заключается в том, что изначально диакониссы были призваны помогать при совершении таинств над женщинами и следить за женской половиной храма, а также в разных нуждах выступали посредницами между священнослужителями и женщинами, а на Западе были более свободные отношения между женщиной и мужчиной, и потому там не было необходимости в услугах специальных церковных служительниц12. С зарождением монашества институт диаконисс некоторое время существует параллельно с ним, но затем начинает постепенно терять своё значение, задачи диаконисс становятся более практическими. Из жития святой преподобной Ксении Миласской, жившей в V веке, мы узнаем, что святая, удалившись тайно от родителей из дома и основав в Милассе женский монастырь, вместе со своими рабынями принимает иноческий постриг, а позднее посвящается епископом Павлом в диакониссы, «…ибо она, живя во плоти, проводила ангельскую жизнь»13. К XV веку, по замечанию профессора-канониста А.А. Дмитриевского, диакониссами становились лишь опытнейшие в духовной жизни женщины – монахини и великосхимницы. То есть согласно этому мнению, чин диаконисс рассматривается уже как некая церковная должность, а не как образ жизни, каковым являлось к тому времени монашество.

По мнению А.А. Дмитриевского, институт диаконисс прекратил своё существование вследствие утраты практического значения, «вымер своею естественною смертью»14, как до этого перестали существовать многие церковные институты: мироносиц, ставрофоров, богоносцев и так далее15. То есть не стало женской половины в храме, перестали крестить взрослых женщин, и потребность в диакониссах отпала.

Иг. Елисавета (Позднякова Е.В.) Служение сестер Марфо-Мариинской обители милосердия: Замысел основательницы и его реализация на разных исторических этапах: диплом. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. М., 2016. С. 12-17.

nl.png np.png


Примечания
1 Кушнир Н.Е. особенности служения дьяконисс в связи сих литургическим поставлением. Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 12. М., 2014. С. 83-102.
2 Свт. Филарет (Дроздов). Избранные места из священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского. Самара, 2010.
3 Троицкий С.В. Церковнослужительницы в Православной Церкви // Служение женщин в церкви: Исследования. Сост. свящ. А.Постернак и др. М., 2011. С. 29-31.
4 Святого Поликарпа послание к Филиппийцам // Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель: «Жизньс Богом», 1988. С. 152.
5 Там же.
6 Троицкий С.В. Церковнослужительницы в Православной Церкви // Служение женщин в церкви: Исследования. Сост. Свящ. А. Постернак и др. М., 2011. С. 40.
7 Там же. С.44.
8 Там же. С. 45-46.
9 Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. Часть 1-я. Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. С. 58.
10 ОР РНБ Ф. 253. Оп. 797а. Д. 57. С. 21-25.
11 Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. Часть 1-я. Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. С. 169.
12 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 326. Л. 25.
13 Жития святых на русском языке, изложенныя по руководству четьих-миней св. Дмитрия Ростовского. Кн. 5. М. Репринтное издание 1904 г. С. 823.
14 ОР РНБ Ф. 253. Оп. 797а. Д.57. С. 21-25.


Возврат к списку

© 2014-2016. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com