Димитриевская родительская суббота

07.11.2015
Димитриевская родительская суббота Димитриевская родительская суббота – день поминовения усопших – была установлена великим князем Димитрием Донским. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим во время битвы на Куликовом поле.

Одержав знаменитую победу над Мамаем 8 сентября 1380 год, великий князь по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. 
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно.

Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, доблестно защищавших свою Родину, но всех усопших православных христиан.


Проповедь протоиерея Александра Дубинина.

Что такое смерть?
В церковном понимании смерть - это разлучение. Мы знаем, когда человек умирает, его душа оставляет тело. Но в Церкви говорят и о разлучении души с Богом - это тоже смерть, смерть души. О монахах говорят - "умер для мира", что означает « разлучился с миром».

По своим характеристикам смерть бывает или с Богом, или без Бога. Если человек умирает с Богом, то он пребывает с праведниками и святыми. Без Бога душа страдает как в этом мире, так и в том, только те страдания намного ярче.

Когда душа человека отделяется от тела, разлучается c ним, она пребывает в мире духовном. Наша молитва об усопших и направлена на то, чтобы душа не оставалась без Бога в том мире до Второго пришествия Христова, когда наступит соединение души и тела.
Это соединение - это тайна. Нет ничего важнее для души, как соединение с Творцом.
Для нас существует такая последовательность: человек умирает, и его душа пребывает в мире духовном или остаётся до Второго пришествия без Бога.
Потом нас ждёт всеобщее Воскресенье и всеобщий Страшный Суд. Если человек оправдан на этом Суде, то он с Богом пребывает уже в вечности.

Мы молимся "Господи, упокой усопших раб твоих", просим Бога, чтобы усопшие были вместе с Ним. Мы говорим "со святыми упокой" и просим, чтобы душа усопших была с Богом, как и святые - с Богом.
Но мы должны думать о нашей молитве. Как нам молиться о пребывании души усопших со святыми, если сами мы живём не с Богом?
Самые сильные ходатайства пред Господом у той души, которая соединилась с Ним и имеет к Нему дерзновение. На общецерковной молитве мы поминаем всех членов Церкви, не только тех, кто недавно предан земле, но и прославленных, и непрославленных праведников, чьи имена мы, конечно же, знать не можем. Мы просим помощи у тех, кто уже с Богом.

Мы должны понимать, что наша молитва очень сильно зависит от состояния нашей души. Конечно, само молитвенное обращение соединяет человека с Богом, хотя, может быть, эта связь не очень сильная. Во время молитвы мы находимся вместе с Богом, и поэтому мы всё-таки тоже имеем дерзновение к Нему. Однако всегда нужно помнить, что наша мольба об усопших должна исходить из чистого сердца, только тогда она им будет полезна. Если же мы жизнь не бережём, живём без Бога, страдаем, мучаемся, а притом рассчитываем только на свои молитвы - мы очень сильно ошибаемся. Мы должны стремиться к тому, чтобы наше прошение было действенным, а для этого мы должны заботиться о своей душе не только во время обращения в храме к Богу. Для того чтобы Господь нас услышал, мы должны жить по-христиански.
Аминь.

Фото: matronamosckov.cerkov.ru
Текст составила Татьяна Энтина

Возврат к списку

© 2014-2016. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com