109 лет назад открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия
×

109 лет назад открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия

01.03.2018
109 лет назад открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия

10/ 23 февраля 1909 года состоялось открытие Марфо-Мариинской обители милосердия. Публикуем подробности этого события и первых лет деятельности Обители*.

…Совместно с митрополитом Владимиром (Богоявленским) Великая княгиня разработала чины посвящения для сестер милосердия и настоятельницы. 9 апреля 1910 г., через полтора года деятельности Марфо-Мариинской обители, епископом Трифоном (Туркестановым) были посвящены 16 сестер милосердия и Великая княгиня, которая на следующий день приняла сан настоятельницы.

Торжественное событие происходило в небольшой обительской церкви святых Марии и Марфы. На Великой княгине Елисавете Феодоровне было уже не вдовье траурное черное платье, а белое облачение, разработанное ею вместе с художником М.В. Нестеровым для сестер Обители. Епископ Трифон, обращаясь к Елисавете Феодоровне, сказал: «Эта одежда скроет вас от мира, и мир будет скрыт от вас. Но она в то же время будет свидетельницей вашей благотворительной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».

После обета девственной жизни, по иноческому примеру, Елисавета Феодоровна и другие сестры получили по кипарисовому нагрудному кресту на белых лентах и иные знаки достоинства...

С февраля 1909 года Марфо-Мариинская обитель начала свою работу по временному уставу. 1 апреля 1911 г. он был утвержден Святейшим Синодом, а затем с незначительными изменениями переутвержден 29 апреля 1914 г. В уставе отмечалось, что «Марфо-Мариинская обитель имеет целью трудом сестер и иными возможными способами помогать в духе Православной Христовой Церкви больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби».

Указывалось, что пользующаяся самостоятельным управлением Обитель «состоит в ведомстве местного епархиального начальства, которому представляются ежегодные отчеты… и от которого зависит назначение ревизии имущества, отчетности и всего хода дела Обители милосердия…»

Первой настоятельницей Обители объявлялась Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Следующая настоятельница должна была назначаться ею, а все последующие избираться пожизненно общим собранием сестер Обители из своей среды. В уставе отмечалось: «Настоятельница есть начальница Обители милосердия. Сестры обязаны ей беспрекословным повиновением…»

При настоятельнице состоял Совет Обители милосердия, в который входили: духовник, казначея и благочинная (последние занимались хозяйственными вопросами). Совет рассматривал финансовые, имущественные, регламентные, кадровые вопросы.

Как уже отмечалось, Елисавета Феодоровна пригласила духовником Обители о. Митрофана Сребрянского. Вторым священником Обители был о. Евгений Синадский, в диаконах служил Михаил Сытник. Богослужение совершалось в больничном храме ежедневно утром и вечером. В хоре пели сестры под управлением монахини Страстного монастыря матушки Серафимы, а в праздничные службы – приглашенный хор.

Сестры Марфо-Мариинской обители милосердия не были монахинями, хотя по нравственному и духовному воспитанию были близки к ним, но не являлись и обычными сестрами милосердия. «Так как, во-первых, – писала Елисавета Феодоровна о традиционных общинах милосердия, – там только одно медицинское дело, а другие виды не затронуты и, во-вторых, в них нет церковной организации и духовная жизнь на втором плане, тогда как должно быть совершенно наоборот».

Устройство Обители со строгим укладом, но без пострига в монашество оставляло девушкам возможность выбора. Сестры не давали монашеских обетов, могли выходить в мир, покинуть Обитель насовсем, в том числе вследствие замужества. Известно, что одна из сестер, молодая девушка Прасковья, стала супругой художника П.Д. Корина, работавшего над росписями Покровского храма Обители.

В Обитель принимались православные девушки и женщины от 21 до 40 лет. Главными требованиями к сестрам Обители были: «прочное духовное настроение и желание в смирении и терпении нести всякое возлагаемое на сестер послушание» и хорошее здоровье. Именно ввиду больших нагрузок в сестры Марфо-Мариинской обители не принимались женщины старше 40 лет.

С первых дней открытия в Марфо-Мариинской обители вместе с Елисаветой Феодоровной проживали всего шесть сестер, по ее характеристике – «Хорошие девушки, очень верующие». В 1909 г. в Обители служили 30 сестер милосердия, в 1911 г. – 50 человек, в 1914 г. – уже 97 человек. Для служения в Обители некоторых сестер приглашала сама Великая княгиня. В частности, Елена Андреевна Оленина и княжна Татьяна Александровна Голицына были знакомы ей по работе на складе в Кремлевском дворце для сбора пожертвований во время Русско-японской войны. В свою Обитель Елисавета Феодоровна приняла несколько сестер милосердия из других общин по рекомендациям настоятельниц, несколько девушек адресовали к ней старцы. Сестры несли каждая свое послушание, при Обители были смотрительница, письмоводительница, заведующая убежищем для чахоточных женщин, ризничная, закупщица, заведующая приютом, медицинские сестры, певчие, чтицы, просфорницы, келейницы, трапезницы, церковницы, служащие сестры в аптеке, в бельевой, в столовой для бедных, в гостеприимной, по кухне, уборщицы, чулочницы и другие.

Жили сестры в Обители общежитийно, как в монастыре. Правой рукой в Обители у Великой Матушки, как стали называть Елисавету Феодоровну в народе, была Валентина Сергеевна Гордеева, назначенная казначей. Сохранились архивные документы, которые рассказывают о социальной и благотворительной деятельности В.С. Гордеевой еще до прихода ее в Марфо-Мариинскую обитель. Их знакомство состоялось сразу по приезде Великой княгини в Россию. Она происходила из дворянской семьи, была фрейлиной императрицы, ее супруг Николай Николаевич Гордеев в 1902 г. получил назначение на должность курского губернатора. Эта супружеская чета оставила о себе добрые воспоминания. Губернатор основал Ученую архивную комиссию и положил начало коллекции Курского музея, при его содействии работала временная комиссия по составлению жизнеописания Серафима Саровского, он поддерживал деятельность иконописной школы в слободке Борисовка. Валентина Сергеевна возглавляла курское отделение Братства во имя Царицы Небесной, занималась приютом для детей-идиотов и эпилептиков. В феврале 1906 г. Гордеевы уехали в Москву, где в санатории «Надеждино» Николай Николаевич вскоре скончался. Так же, как и Великая княгиня, пережив в своей жизни много потерь и несчастий, В.С. Гордеева оставила светскую жизнь и последовала за Елисаветой Феодоровной в учрежденную ею Обитель. Валентина Сергеевна была образованным человеком, знала несколько иностранных языков, хорошо рисовала и писала иконы, стихи. В 1912 г. отдельным изданием вышло ее духовное стихотворение «Послушание». <…>

В Обители осуществлялось три вида служения: деятельное, попечительное и просветительное. К деятельному служению Обители относилась работа сестер в больнице, амбулатории, аптеке, убежище для чахоточных женщин. Под попечительным служением понималось посещение сестрами нуждающихся по месту их жительства и забота о них вне Обители. К просветительному служению были отнесены воскресные беседы на религиозно-нравственные темы, воспитание девочек в сиротском приюте на началах трудолюбия и духовности и работа в воскресной школе для взрослых женщин и девушек.

*Источник: Марфо-Мариинская обитель милосердия. 1909-2009. К 100-летию создания Обители. М., 2009 г. С. 119-121.
Фото: Москва, которой нет.

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru