«Монашество Святой Руси: от истоков к современности»

29.09.2015
«Монашество Святой Руси: от истоков к современности»













23-24 сентября в Покровском ставропигиальном женском монастыре Москвы прошла Международная богословская научно-практическая конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности».
По данным портала Патриархия.ru в форуме приняли участие девять архиереев, 53 архимандрита и игумена, 73 игумении и 47 монашествующих, 192 участника более чем из 80 епархий Русской Православной Церкви из Росии, Украины, Белоруссии, Молдавии, а также игумены и игумении монастырей Греции, Кипра, Русской Православной Церкви Заграницей. 
В докладах выступающих поднимались вопросы пастырского служения настоятелей монастырей, использование современных технологий в монашеской жизни и другие.

В докладе "Возникновение и учреждение монастыря: способы организации монашеской общины" епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, Председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата, предложил присутствующим вернуться к истокам и рассмотреть процесс формирования монастырей.

Полный текст доклада на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству.  


Возникновение и учреждение монастыря: способы организации монашеской общины

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий


Сегодня, когда в Русской Православной Церкви открываются новые монастыри, особенно актуальна тема, касающаяся способов организации монашеской общины. Эта тема имеет важное значение и для меня лично. Как говорил старец Паисий Святогорец, епархия, которая не имеет монастырей, – бесплодна. Каждый епископ стремится в своей епархии создать монастырь как место непрестанной молитвы, оплот православия, который будет и для мирян местом паломничества и особого духовного утешения. Как перед епископом новообразованной епархии, в которой нет ни одного монастыря, передо мной встает вопрос: по какому пути лучше пойти в выборе способа организации монашеской общины? По логике вещей на пути к своему учреждению каждый монастырь должен последовательно проходить определенные этапы. Самый первый и самый важный, и именно от него будет зависеть дальнейшее духовное благополучие или неблагополучие монастыря: формирование общины, которая в дальнейшем созреет для того, чтобы стать основой монашеского братства. 

Анализируя источники по указанной теме, можно сказать однозначно: на протяжении всей истории монашества от его зарождения до наших дней, прежде всего, личность одного человека, преуспевающего в духовной жизни, являлась краеугольным камнем в процессе формирования сильной жизнеспособной монашеской общины. 
По сути существует два основных способа организации монастыря: 

1. Естественным путем вначале формируется монашеская община, во главе которой стоит сильная духовная личность. Когда эта община последовательно проходит все необходимые ступени на пути к формированию монастыря, она принимает форму монастыря. То есть вначале люди, объединенные одной целью, начинают общаться между собой, между ними складываются определенные отношения, а уже потом они начинают жить вместе, следовать одному уставу.   
2. Второй способ: есть стены, место, предполагаемое для устройства монастыря. Возможно даже, на этом месте уже живут люди, которые желают жить монашеской жизнью, но нет человека, нет той сильной духовной личности, которая бы все это возглавила. Иногда так случается, что для этой цели может быть совершен перевод монашествующего из другого монастыря. 
  
Первично формирование общины во главе с духовным руководителем 

Если мы рассмотрим как происходила организация монашеской общины обители  прп. Сергия Радонежского, то увидим, что он  не думал организовывать монастырь, не желал собирать около себя братию, он имел желание стать отшельником, укрыться от мира и пребывать с Богом. Но постепенно, узнав о его святой жизни и желая под его духовным руководством идти монашеской стезей, возле него начала собираться братия. Только после долгих уговоров монахов, за послушание, он согласился стать игуменом монастыря. 

Впоследствии братия его монастыря разошлись по всей Руси и сами стали основателями монастырей. Преподобные Авраамий Галицкий, Мефодий, игумен Пешношский, Павел Обнорский, Сильвестр Обнорский, прожив в общежитии достаточно времени и пройдя все послушания,  испросили у прп. Сергия благословение жить в уединении. Но затем к каждому из них начали приходить любители безмолвия и просить позволения жить вместе. Так основывались обители на Земле Русской возле сильной духовной личности. 

Похожий опыт мы наблюдаем в наши дни на Святой  Горе Афон. В XX веке на горе Афон старец Иосиф Исихаст был одним из главных возобновителей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Его ученик старец Ефрем Аризонский основал в Америке около двадцати монастырей, часто его называют «апостолом Америки». Современные общежительные монастыри на Афоне сочетают элементы образа жизни исихастов с элементами общежития. Духовное возрождение этих монастырей связано именно с личностью старца Иосифа. 

Особый интерес для современного монашества представляет опыт организации монашеских общин двух монастырей под руководством одного духовного отца. Нахожу важным сказать о старце Эмилиане (Вафидисе) и о монастырях – мужском Симонопетре на Афоне и женском на Халкидиках – Ормилии. 

«Увидеть возрождение и процветание монашества на греческой земле было мечтой и горячим желанием старца Эмилиана, – пишет о нем архимандрит Ефрем, игумен Ватопедской обители. – И он всячески способствовал обновлению, организации и приведению в действие общежительного монашества в наше время. В начале 70-х годов XX века, как член специальной комиссии Священного Синода Элладской Церкви по развитию монашества, он написал три детально проработанных статьи о правильной организации общежительных монастырей. Также он составил “Внутренний Устав  Священной Благовещенской Киновии”. <…>  Многие греческие монастыри взяли этот устав за основу для собственных внутренних уставов. <...> На Святой Горе он духовно возмужал и усовершенствовался настолько, что его учение преисполнилось Святого Духа и возымело силу возрождать»[1]


[1] Эмилиан (Вафидис), архим. Толкование на подвижнические слова аввы Исаии.  Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь. – Екатеринбург, 2014. С. 10.   



Полный текст доклада на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству.  
Источник: monasterium.ru


Возврат к списку

© 2014-2016. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com