Элементы западной благотворительности в устройстве Марфо-Мариинской обители милосердия

20.07.2017
Элементы западной благотворительности в устройстве Марфо-Мариинской обители милосердия

Хотя Великая княгиня Елисавета Феодоровна никогда не ссылалась на западные образцы, можно с уверенностью говорить о том, что она была хорошо знакома с историей западной благотворительности.

Устройство Марфо-Мариинской обители перекликается с некоторыми элементами устройства общины «Дочерей милосердия», созданной в XVII веке французским священником Винсентом де Полем, и общины диаконисс протестантского пастора Теодора Флиднера, основанной в 1833 году в немецком городке Кайзервет – пригороде Дюссельдорфа. Винсент де Поль в «Правилах дочерей милосердия, служащих бедным больным» так формулирует цель служения сестер: «Принципиальная цель, для которой Бог призвал и устроил дочерей милосердия – почтить Господа нашего Иисуса Христа как источник и образец всякого милосердия, служа Ему телесно и духовно в лице больных, будь то бедные, дети, заключенные или другие... они должны жить свято и трудиться с большой заботой, чтобы снискать совершенство, соединяя упражнения духовной жизни с внешними обязанностями христианского милосердия по отношению к бедным»(1). В уставах как дочерей милосердия, так и диаконисс пастора Флиднера, сестры принимают временные обеты, у Венсента де Поля сначала на год, а через пять лет пожизненный обет, а у пастора Теодора Флиднера сразу на пять лет. В общины Флиднера принимались девушки не моложе 25 лет. Они обучались ведению домашнего хозяйства и на время жизни в общине не имели жалования, получая еду, кров и одежду от общины. В обеих общинах сестры не принимали монашеского пострига и могли в любое время покинуть общину и выйти замуж (2). Сестры Марфо-Мариинской обители тоже были мирянками, принимались в Обитель в возрасте не моложе 21 года, давали временные обеты на 1, 3, 6 лет и в любое время могли покинуть Обитель.

Заимствованием, по всей видимости, является и название Обители. В Русской Церкви мы не встречаем монастырей или хотя бы общин милосердия с посвящением в честь святых Лазаревых сестер, тогда как в немецком Нюрнберге диакониссами Луизой Шнайдер и Элизой Хайднер вместе с методистским пастором Якобом Экертом в 1889 году была основана «Община Марфы и Марии по уходу за больными» (3). С развитием этой общины ее отделения стали открываться в разных городах Германии: Нюрнберге, Мюнхене, в 1890 г. – в Вене. В общину поступало много новых сестер. В 1892 году в Магдебурге, куда был переведен на служение пастор Якоб Экерт, было открыто четвертое по счету отделение (4). Таким образом, можно с большой вероятностью предположить, что Великая княгиня знала о деятельности столь известной в Германии общины. 

Элементами западной традиции являются и наперсные кресты сестер Марфо-Мариинской обители, и само название «крестовые сестры», что вовсе не традиционно для Православной Церкви. Эти факты отнюдь не бросают тени на православность взглядов преподобномученицыЕлисаветы Феодоровны, но являются естественным следствием ее западного происхождения.


Примечания
(1) Волошун П.В. Блаженны милостивые. Благотворительная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: Дар, 2010. С. 120.
(2) Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2001. С. 17-31.
(3) Diakoniewerk Martha und Maria. https:www.martha-maria.de/startseite.php.
(4) Там же.

Источник: Иг. Елисавета (Позднякова Е.В.) Служение сестер Марфо-Мариинской обители милосердия: Замысел основательницы и его реализация на разных исторических этапах: диплом. Православный Свято-ТихоновскийГуманитарный Университет. М., 2016. С. 67-69.

Возврат к списку

© 2014-2016. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com