Логопед Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» Анна Трухачева: Основной посыл такой: мы тебя понимаем, мы со-трудничаем с тобой
×

Логопед Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» Анна Трухачева: Основной посыл такой: мы тебя понимаем, мы со-трудничаем с тобой

15.11.2017
Логопед Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» Анна Трухачева: Основной посыл такой: мы тебя понимаем, мы со-трудничаем с тобой

Как научить особых детей общаться, о встречающихся трудностях в работе логопеда, а также о взаимоотношениях с родителями особых детей рассказала специалист Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» Анна Трухачева.

– Анна, расскажите, в чем особенность работы логопеда с особыми детьми?

– Логопед – это человек, который занимается формированием и коррекцией речевой функции в целом. Но речевая функция – это в первую очередь возможность осуществлять коммуникацию, т.е. ребенок должен не просто уметь говорить, он должен уметь общаться.

Однако если по физическим параметрам ребенок говорить не может, наша задача –  предложить другие способы взаимодействия с окружающим миром. Например, хорошей альтернативой звучащей речи является карточная система PECS. Но в некоторых случаях ребенку проще будет освоить другие невербальные средства коммуникации, например, жесты – "я хочу пить", "дай", "мне больно"...

Самая сложная категория детей, с которыми работают сотрудники нашего центра, – это ребята с тяжелыми множественными нарушениями развития, которые по своему ментальному уровню не могут общаться ни по одной из таких систем. И тогда мы пробуем вступать с детьми в контакт при помощи системы базальной коммуникации. Она позволяет ребенку понять, что сигналы, которые он подает, могут быть расшифрованы извне, что окружающие люди могут его понимать и реагировать на его сигналы о самочувствии, настроении, что он может передавать информацию о каких-то своих потребностях, как это делают новорожденные дети.

– В чем заключается основная сложность взаимодействия с такими детьми?

– Основная сложность заключается в том, что таким детям очень редко предоставляют право выбора, что нередко приводит в том числе и к нарушениям психологии (мотивации к взаимодействию с людьми и окружающим миром). Посудите сами: никто не будет спрашивать ребенка, хочет ли он идти на ту или иную процедуру, потому что это ему необходимо. Прием лекарственных препаратов часто связан с какими-то определенными  режимными моментами, например, приемом пищи, который также ни в коем случае нельзя нарушать, и с ребенком их не согласовывают.

Соответственно у особых детей возникает такой стереотип поведения, который мы называем "вынужденная пассивность" – нет стимула для общения и проявления себя. Дети не понимают, что их сигналы могут быть интерпретированы в их пользу. 

– Каким образом Вы помогаете исправить такой стереотип поведения?

– Мы работаем по системе, придуманной немецким специалистом в 1960-х годах Андресом Фриголихом, позволяющей эффективно взаимодействовать с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Сначала мы просто входим в контакт с ребенком. Этот процесс напоминает общение матери с ребенком в животике – контакт осуществляется через вибрации, толчки. Такой малыш часто реагирует  на знакомый голос родителей.

В свою очередь мы начинаем с того, что совершаем вместе с ним совместные однообразные движения: качаемся вместе с ним, стараемся, чтобы у нас был взгляд глаза в глаза, начинаем вокализировать, как это делает он. Основной посыл такой: мы тебя понимаем, мы со-трудничаем с тобой. 

– Получается, что ребенок видит, что Вы повторяете за ним движения, и начинает фокусироваться на Вас?

– Он видит и даже чувствует, что мы перемещаемся в пространстве вместе ним. Часто специалист также стремится синхронизировать свое дыхание под ритм дыхания ребенка, свое сердцебиение – под его сердцебиение. Бывает, что дети начинают менять ритм сердцебиения, когда хотят передать какой-то сигнал. Наше дело – научиться это интерпретировать.

– Соответственно, Вы также тесно призваны взаимодействовать с родителями ребенка, как и с ним самим?

– Родители могут присутствовать на занятиях, и мы даем мамам рекомендации, рассказываем какие методы и приемы подходят конкретному ребенку, даже домашние задания задаем.

– Часто родители особых детей хотят видеть мгновенный результат от занятий. Насколько представление родителей о возможных результатах отличается от реальности?

– Надо понимать, что эти люди пребывают в состоянии колоссального ежедневного стресса. Они испытывают много тревог, переживают за здоровье своих детей и их будущее. Понятно, что они ждут максимального результата. Но если им объяснить состояние ребенка, детально рассказать, какие у нас дальнейшие планы, родители хорошо воспринимают и понимают эту информацию. В таком случае при общей растерянности они начинают ощущать, что в отношении их ребенка есть какая-то продуманная стратегия, и здесь нет места спонтанности.

Родители (в отличие от специалистов) чаще замечают малейшие сдвиги в состоянии ребенка. Они ведь взаимодействуют с ним каждый день, им виднее, что его поведение начинает меняться, что ребенок по-другому начинает воспринимать окружающий мир.

А дети – это удивительные люди! Они никогда не ленятся делать то, что у них получается. Если у них есть возможность, они начинают этот навык активно применять. Зато они не делают того, что им трудно. Нам и нужно помочь или научить их тому, что они не умеют, а что им трудно – сделать более легким.

– Вы проработали 11 лет в Федеральном реабилитационном центре. Насколько, на Ваш взгляд,  атмосфера в медицинском центре при Марфо-Мариинской обители милосердия отличается от государственных медицинских учреждений такого профиля?

– Здесь постоянно ощущается духовная поддержка. На самом деле, мы иногда шутим между собой, что по коридорам нашего медицинского центра нередко ходит и сама Великая княгиня Елисавета Феодоровна, сама управляет не только обителью, но и всеми ее социальными проектами. К тому же, отец Дионисий Денисов раз в месяц совершает молебны в Покровском соборе, где мы молимся не только о выздоровлении наших пациентов и здравии их близких, но и о всех сотрудниках. И это, пожалуй, самое важное, это нас объединяет и позволяет сохранить правильный настрой.

Для того, чтобы ребенок попал в наш Реабилитационный центр, родителям необходимо собрать пакет документов. Затем каждый день приводить его на занятия, исполнять рекомендации специалистов, т.е. в большинстве случаев я работаю с той категорией родителей, которые хотят заниматься своим ребенком и готовы слышать то, что им рекомендуют, готовы максимально сотрудничать с врачами и специалистами. И это самое ценное. 

Беседовала Татьяна Энтина

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru