Анна Голицына: Дети чувствуют перемены в своих родителях

21.08.2018
Анна Голицына: Дети чувствуют перемены в своих родителях

В рамках программы "Солнышко в ладошках" с 1 июля по 28 сентября 2018 году подопечные семьи Развивающего центра для детей с ДЦП "Елизаветинский сад"проводят летний отдых в Крыму на подворье Марфо-Мариинской обители. За шесть смен в Севастополе отдохнут более 40 семей.

Анна Голицына, дефектолог и старший воспитатель, рассказала об особенностях летнего отдыха на море для семей с детьми-инвалидами.

- Анна, в рамках программы "Солнышко в ладошках" в течение всего пребывания в Севастополе продолжают ли воспитатели проводить развивающие занятия с подопечными?

- Да, конечно! Мы стараемся закрепить те навыки, которые ребята получили в течение года.
Например, мы ежедневно проводим столь полюбившееся детям занятие "Круг", цель которого - развитие коммуникативных навыков. Дети учатся задерживать взгляд, прислушиваться к сверстникам, которые сидит рядом, следить за действиями ведущего... Именно игровые элементы помогают наилучшим образом научить ребенка концентрировать внимание на происходящем и не бояться новых сенсорных ощущений.

К тому же, именно в рамках утреннего "Круга" мы можем рассказывать нашим маленьким подопечным и их родителям о святых покровителях Марфо-Мариинской обители и полуострова Крым.

Моя группа прилета в Крым 17 июля, накануне дня памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, а следующее утро мы все собрались после завтрака в гостиной на молитву. Всё получилось спонтанно и очень гармонично, и сотрудники "Елизаветинского сада" решили, что детям необходимо снова напомнить о святой покровительнице Обители. Каким образом? Конечно, пересказывать житие нет никакого смысла, а вот сенсорные ассоциации вполне могут "разбудить" в детях память о ранее услышанной информации. Так, мы купили белую лилию, нашли в доме четки и светлую ткань. У меня было с собой детское житие с яркими картинками и, рассказывая о Марфо-Мариинской обители, я показывала детям фотографии Покровского собора, который они часто видели.

- В Москве родители редко имеют возможность присутствовать на занятиях, однако здесь, на отдыхе, обучение проходит на глазах у родителей. Какие навыки общения с ребенком они получили за время пребывания в Крыму?

- Присутствие родителей во время занятий с детьми - это бесценный опыт. Когда мы садились в самолет многие мамы подходили ко мне и благодарили за то, что во время отдыха наши воспитатели не побоялись затронуть самые сокровенные темы, рассказать детям о святых и показать родителям, каким образом это сделать! Повествование ведь обязательно нужно подкреплять какими-то действиями. Например, дать ребенку поцеловать крестик, потрогать икону, дать цветок, который ассоциируется со святым или придумать что-то своё.

- Бесспорно, совместный отдых помогает родителям лучшее понять своих детей. Однако нередко многие семьи замыкаются в себе, и найти возможность общаться с друзьями и знакомыми становится практически невозможно. Помог ли совместный отдых подопечных "Елизаветинского сада" снять этот барьер?

- Время, проведенное в Севастополе, является для наших подопечных семей особенным. Здесь родители расслабляются, в такой непринужденной и радостной летней атмосфере потихоньку между ними начинает зарождаться дружба. Многие мамы довольно длительное время знают друг друга, однако для "новичков" влиться в коллектив не всегда просто. В Москве их общение с другими родителями ограничено, а в рамках программы "Солнышко в ладошках" они получают возможность общаться ежедневно, делиться своими проблемами и находить самое лучшее их решение.

Так и получилось. Уже по прошествии трех-четырех дней между родителями стали возникать дружеские отношения. Они уже не боялись вместе гулять по городу, помогали друг другу. Думаю, воспитателям и добровольцам удалось создать дружескую и семейную атмосферу.

- Вы упомянули добровольцев. Какова их роль в рамках программы "Солнышко в ладошках"?

- Ежегодно в рамках программы "Солнышко в ладошках" вместе с подопечными в Крым отправляются и волонтеры. Если с детьми занимаются воспитатели, с родителями - психолог, то добровольцы, в свою очередь, помогают готовить и убирать, моют посуду и создают приятную и уютную атмосферу.

В этом году с нами поехали замечательные студентки из ПСТГУ, которые всегда страховали наших подопечных мам, в нужное время чудесным образом оказывались рядом. Причем их помощь совершенно не была назойливой, что бесспорно замечательно! Родителям важно чувствовать, что они самостоятельно могут справиться с любой ситуацией, и одновременно знать, что им придут на помощь.

Именно такая позиция помогает им сохранить - или возобновить - веру в себя.
Конечно, наши подопечные родители понимают, что их дети особенные, но они хотят иметь такие же права, что и другие, обычные семьи. С одной стороны, они хотят общаться, спокойно перемещаться по городу на общественном транспорте, водить детей в школу... С другой стороны, они всё же ждут другого, более снисходительного отношения общества.

Хотя, в первую очередь, родители должны определить своё собственное отношение к инвалидности ребенка. Когда они начинают воспринимать особенности развития своего малыша как определенный цвет волос или цвет глаз, то они расслабляются, как бы мысленно выдыхают. Они легче устанавливают дружеские связи, проще идут на контакт и свободно общаются. И дети чувствую такую перемену в маме и папе.

- Анна, вы уже второй год подряд принимаете участие в программе "Солнышко в ладошках" в качестве дефектолога и старшего по группе. Изменился ли ваш подход к организации отдыха для подопечных?

- Да, несомненно, прошлогодний опыт помог мне лучше выстраивать и программу мероприятия, и взаимодействие с родителями.

Например, в этом году каждый вечер перед сном все родители и воспитатели проводили небольшое психологическое упражнение под названием "Свеча".

Мы все садились в круг и зажигали свечку, а потом каждый участник мог высказаться, рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся в течение дня, или, наоборот, поделиться своими впечатлениями. Так, никакой негатив не накапливался, не превращался в обиды или недопонимание.
Получились искренние и открытые разговоры. Интересно, что по прошествии нескольких дней все мамы стали говорить о том, как здорово самой ощущать окружающую природу и самостоятельно наслаждаться происходящим. Чаще всего мамы детей с особенностями развития воспринимают окружающий мир "через" своего ребенка: "давай погладим котенка", "давай потрогаем листочек", "давай дотронемся до воды, чтобы узнать, что она мокрая и холодная". А здесь, в Севастополе, пока добровольцы играют с малышом, можно самой окунуться в море, закрыть глаза и просто постоять на солнышке, прочувствовать чуть колючий песок под ногами. И это великолепно!

Фотографии
  • Анна Голицына: Дети чувствуют перемены в своих родителях
  • Анна Голицына: Дети чувствуют перемены в своих родителях
  • Анна Голицына: Дети чувствуют перемены в своих родителях
  • Анна Голицына: Дети чувствуют перемены в своих родителях
  • Анна Голицына: Дети чувствуют перемены в своих родителях

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com