Карточки PECS: как их использовать для детей с ДЦП?
×

Карточки PECS: как их использовать для детей с ДЦП?

17.02.2017
Карточки PECS: как их использовать для детей с ДЦП?

"Милосердие" продолжает серию учебных видео-инструкций для родителей детей с ДЦП. Сегодняшнее занятие о том как можно наладить общение с ребенком, если он, в силу своих особенностей, пока не говорит. Об опыте Развивающего центра для детей с ДЦП «Елизаветинский сад» рассказывает его методист Светлана Ариапова:

Мы работаем с детьми у которых тяжелые формы ДЦП. Значительная часть из них не владеет речью. Поэтому перед нами возник вопрос: как же общаться с такими детьми?

Зачастую родители дома понимают что хочет их ребёнок – допустим, в туалет или попить – но, как только он попадает в иную среду с совершенно незнакомыми людьми, оказывается, что его никто не понимает. Такие дети раздражаются, плачут, сердятся. Как наладить с ними общение?

Мы долго искали способ понимать детей, которые не говорят словами. И подобрали систему обмена карточек PECS, которая изначально была создана для людей с РАС – расстройством аутистического спектра – а оказалась удобна и для наших детей с ДЦП.

Как понять, что эта система подходит и с чего начать?

Сначала, мы смотрим как ребенок сообщает нам о своих нуждах, хочет ли он вступить в диалог и хватает ли ему средств коммуникации? И, если мы видим, что ему чего-то не хватает, на помощь приходят первые две карточки «нет» и «да».

Поскольку дети с двигательными нарушениями не всегда могут сделать кивок или показать рукой в нужную сторону, эти карточки мы приклеиваем (при помощи липучки) на длинную полоску из картона с противоположных сторон. Тогда ребенок может глазами показать: либо влево – «нет», либо вправо – «да».

Какие еще могут быть карточки и как их использовать?

Дальше мы наблюдаем за ребёнком и стараемся понять: видит ли он на карточке картинку, понимает ли эту картинку и соотносит ли картинку и ее значение? Если это понимание есть, тогда у ребёнка появляется свой набор карточек, которые обозначают события в течение дня в группе — расписание дня. Карточки выкладываются в порядке следования друг за другом в альбом и так же крепятся на липучках. Перед тем как перейти к очередному мероприятию, мы вместе с ребенком отрываем очередную карточку и кладем ее в корзинку.

Таким образом, расписание можно использовать для развития коммуникации, спрашивать: «Что сейчас? Что потом?» И в конце дня, когда все события завершились с ребёнком можно пообщаться, собрав все карточки, спросить его: «А ты помнишь, что было сегодня в начале дня?» Даём возможность выбрать и приклеиваем на место. «Ты играл или ты к Татьяне Юрьевне ходил на музыку?» Он показывает: «Играл» и так далее.

Расписание нужно только для занятий вне дома?

Родители могут сделать такое расписание для дома, чтобы снять у детей тревожность. Часто бывает, что ребёнок капризничает, а родители не понимают почему. Оказывается, что ребёнок просто не знает что с ним будут делать дальше и от этого раздражается.

Был такой случай: как только семья собиралась и садилась в машину, девочка начинала капризничать. Оказалось, она думала, что ее везут к врачу. А ехали, например, в магазин или на прогулку. То есть, если бы ей как-то сообщили, что мы садимся в машину и едем на прогулку или в магазин, я думаю, что она бы, конечно, не плакала.

С какого количества карточек стоит начать?

У ребёнка, конечно, не сразу появляется полный набор карточек. Начинаем с одной. Если видим, что ребёнок понимает, добавляем еще одну – и постепенно, может быть, в течение месяца объём карточек доводится до объёма расписания.

Дома родители могут делать свои карточки «поездка к бабушке», «просмотр мультиков» или карточки с нуждами «пить», «в туалет», «хлеб», «еще», «конфета» и так далее на ваше усмотрение. Карточки с нуждами должны быть в постоянном доступе у ребенка (мы приклеиваем их на столик ортопедического кресла), чтобы он мог в любой момент ими воспользоваться.

Как ещё можно использовать карточки?

Мы используем карточки и для того, чтобы, например, с детьми выйти в кафе. Заранее смотрим какие десерты есть в меню, выбираем три основных и два напитка. Делаем карточки и вклеиваем их в альбом. Тогда в кафе ребенок может не только сам выбрать что ему хочется, но и отдать свой альбом официанту — сделать заказ.

Еще мы делаем коммуникационные книги по нашим выходам в свет, скажем так. Дети любят рассматривать фотографии, искать на них себя или знакомых. Например, мы сходили в Третьяковскую галерею и сделали книгу, в которой видно куда мы ходили, кто с кем ходил, что мы смотрели. Часть информации оформлена в виде карточек и можно вместе с ребенком вспомнить как все было: «Посмотри, кто это? Саша. А Саша с кем ходила? С мамой или с воспитателем. Экскурсовод нам показывал картины. Какие? Вот эту или вот эту?». Дети с удовольствием ищут себя, друзей, маму, приклеивают карточки на разных страницах — это замечательный способ общения с ребенком.

Заговорит ли когда-нибудь ребенок, если привыкнет общаться с помощью карточек?

Многие родители боятся, что, если дети начнут пользоваться карточками, они не заговорят никогда, потому что тайная мечта каждого родителя – чтобы всё-таки ребёнок мог словами выразить свои потребности и словами общаться.

Это – большое заблуждение. Наоборот с помощью карточек происходит стимуляция коммуникации, то есть ребёнок хочет общаться, начинает строить предложения в голове. Карточки как раз и стимулируют к возникновению речи.

Что можно почитать на эту тему?

Карточки, которые мы используем для налаживания коммуникации с детьми, называются карточки PECS. Эта система существует довольно давно и написано множество исследований на эту тему. Советую обратить внимание на эти три книги:
— «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS»;
— «Введение в альтернативную дополнительную коммуникацию»;
— «Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, а также расстройства аутистического спектра».

Источник: miloserdie.ru

В рамках работы Елизаветинского садика при поддержке Комитета общественных связей города Москвы реализуется программа "Комплексная адаптация детей-инвалидов средней и тяжелой степени детского церебрального паралича (ДЦП) и поддержка их семей".

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru