Игровые приемы для индивидуальных логопедических занятий
×

Игровые приемы для индивидуальных логопедических занятий

19.12.2017
Игровые приемы для индивидуальных логопедических занятий

Статья логопеда Елизаветинского детского сада Светланы Анатольевны Гольчевской, подготовленная в рамках проекта «Счастливая семья. Комплексная социальная поддержка и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами с ДЦП». 

Когда работаешь с детьми-дошкольниками, бесполезно уповать на их сознательность в занятиях. Ни один ребенок не будет все время заниматься с усердием только потому, что это необходимо для его будущего. Дети с нарушением речевого развития часто не осознают своих «нарушений» и даже самые разнообразные, интересные приемы не могут их заставить повторять помногу раз слоги, слова, делать артикуляционную гимнастику. А успех в работе может быть только на положительном эмоциональном фоне. Что же делать логопеду и родителям?

Вот тут-то и приходит на помощь система игровых упражнений для индивидуальных занятий.

В качестве призов можно использовать все, что угодно: наклейки, календарики, мелкие игрушки.

Используя эти упражнения несколько лет, я вначале опасалась, что материальная заинтересованность затмит значение успеха, силу простой похвалы значимого для ребенка человека. Но постепенно, по мере отработки стиля проведения этих упражнений, дети стали давать очень интересные положительные результаты. Во-первых, у них появилось маленькое хобби, они стали собирать призы, некоторые даже выбирали определенную тематику.

Во-вторых, постепенно у детей появилось желание не только брать, но и давать. Они собирали, что могли, дома, а потом приносили все это в общую копилку призов для всех ребят. Конечно, многим было жалко отдавать свои «сокровища», но желание сделать доброе дело, заслужить от других «спасибо», побеждало. В-третьих, дети учились умению уступать друг другу (когда призы выбирают несколько человек); заботиться о братьях и сестрах (когда приз зарабатывался для пополнения коллекции брата или сестры). Наконец, дети в процессе работы просто узнавали что-то новое. Ведь форму и содержание этих упражнений можно придумывать бесконечно.

Начну с самых простых упражнений. Каждое из них может иметь массу вариаций. Важно только, чтобы вехи продвижения рисовал или отмечал фишкой сам ребенок.


Упражнение 1.

 На рисунке – простые ступеньки. Детям плаксивым, с повышенной тревожностью не надо давать длинную лесенку. Такие дети не настроены на длительные усилия, быстро утомляются. Потом, когда ребенок поймет принцип игры, он сам сообразит, что за одно занятие можно и перепрыгнуть через несколько ступенек. Но поначалу лучше короткая лесенка из 3-4 ступенек.

 Инструкция логопеда:

Это ступеньки для самых сильных, умелых. На первой ступеньке стоит человечек – это ты. Сейчас ты будешь подниматься по ступенькам, но не бегом. Каждая ступенька – это задание. Как задание выполнишь (повторить слоги, слова, выполнить артикуляционные упражнения и т.д.), поставишь знак (фишку, букву из магнитной азбуки и прочее). Как дойдешь до верхней ступеньки, там для тебя сюрприз.

В серии простых упражнений приз ребенок получит в любом случае. Но этого он не должен знать. Весь путь для него – это работа, приз он должен заработать.

У детей с ДЦП, как правило, слабо сформирован мотив к деятельности, они боятся ситуации личного неуспеха, избегают соревнования. Для них мотив самому достичь верхней ступеньки не является привлекательным. В таком случае лучше использовать сказочных героев, персонажей любимых мультфильмов. Ребенок должен помочь одному из них. Например: помоги свинке Пепе. Или: мышонок Джерри убегает от кота Тома и т.д.

 

Упражнение 2. Сундучок с подарками     

Вместе с ребенком на большом альбомном листе мы рисовали красивый сказочный сундук. Этот сундук «заполняется» подарками (наклейками, картинками). Здесь можно заработать подарок и для кого-то из семьи. Хорошо, если ребенок сам наклеивает картинку (кладет в сундук сокровище).

 

Упражнение 3. Новогодняя елка

Этот пример используют многие специалисты. В декабре у каждого в альбоме рисуем елку. Игрушки можно приготовить заранее. Проводится веселое соревнование – кто больше старается, у того елка получается красочнее. Можно давать и как домашнее задание: выполнишь задание – «повесишь» на елку еще одну игрушку.

 

Упражнение 4. Иллюминаторы (загляни в окошко)

Заготавливаем планшет в виде самолета, корабля или подводной лодки. Вырезаем иллюминаторы. Заготавливаем полосы-вкладыши с картинками на познавательную, интересную ребенку тему. Так же, как и по ступенькам, он идет от окошка к окошку, открывая их и получая в подарок картинку после выполнения задания.


Упражнения для домашних заданий

Как правило, родители с трудом находят время для выполнения домашнего задания или делают это формально. Поэтому логопеды стараются весь объем заданий вмещать в рамки собственного занятия. Но как поступить в случае формирования речевого выдоха или автоматизации звука?

Самое простое – рисую столько палочек (свечек), шариков, сколько мне нужно повторений дома. Прошу ребенка – повторил один раз, зажги свечку (нарисуй красный огонек) или зачеркни шарик (он лопнул). Выдумывать можно бесконечно. Мы стремимся к тому, чтобы у ребенка формировался самоконтроль. За много лет работы только двое додумались зачеркнуть все шарики, не сделав ничего.

 При отработке новых слов можно использовать наборы крупных пазлов (9 – 12 деталей). Проговорил слово – возьми деталь пазла. Выполнил задание до конца – картинка собрана – получи приз. На следующий день в группе показать всем честно заработанный приз.

 Иногда прошу родителей повторить дома 100 раз за день, например, «моторчик». В глазах родителей ужас. А нужно всего-то на красивую тарелку положить 10 «вкусностей» и сказать ребенку с хорошим аппетитом: «Сделаешь «моторчик» 10 раз, можешь что-то с тарелки взять. Потом будешь играть». И так за день совершенно незаметно ребенок 100 раз делает без усилий упражнение.

Каждую игру доводите до конца. Это касается всех игровых занятий. Сама мысль о том, что дело можно бросить на середине и не вспомнить больше о нем, не должна приходить ребенку в голову. Ведь способность доводить дело до конца закладывается в детстве.

 Я уверена, что опытные мамы приведут еще десятки подобных примеров увлекательных игр и упражнений. Буду рада, если вы поделитесь своими находками.

         

Фотографии
  • Игровые приемы для индивидуальных логопедических занятий
  • Игровые приемы для индивидуальных логопедических занятий
  • Игровые приемы для индивидуальных логопедических занятий

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru