"Елизаветинский сад". История создания

29.07.2016
"Елизаветинский сад". История создания Развивающий центр для детей с ДЦП "Елизаветинский Сад" – это единственное в Москве учреждение, которое работает с особенными детьми по принципу обычного детского сада.

В течение всего дня с ребёнком занимаются не только воспитатели, но и специалисты-дефектологи, логопеды и психологи. Таким образом, подопечные "Елизаветинского сада" постепенно осваивают те необходимые навыки, которые м понадобятся как для обучения в школе, так и для простого общения с родителями. Помочь проекту

О методиках социальной адаптации детей с ДЦП и о работе Развивающего центра рассказывает генеральный директор "Елизаветинского сада" Анна Прищенко.

- Анна Ивановна, расскажите, как возникла идея создания "Елизаветинского сада"?

- С благословения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2010 году на территории Марфо-Мариинской Обители милосердия был создан реабилитационный медицинский центр для детей с различными формами ДЦП. Однако и сотрудники, и сестры Обители видели, что их помощи недостаточно, и родителям непросто ухаживать за больным ребёнком. Замученные, уставшие, многие забывали даже о родственниках, ведь вся их жизнь крутилась вокруг больного. У Матушки игумении Елисаветы, настоятельницы Обители милосердия, родилась идея создать своего рода "детский садик"для детей с нарушениями развития, где родители могли бы оставлять своих деток на целый день. Нашлось свободное помещение, и мы потихонечку начали его оснащать. Вскоре появились первые ребята.

- Сколько детей посетили "Елизаветинский садик" с момента его основания?

- За 5 лет - около 93 ребёнка. Сейчас к нам в "садик" ходят ориентировочно 27-30 детей. Каждый ребёнок посещает занятия два раза в неделю, однако у нас есть так называемая "резервная" группа. Если кто-то из основного состава заболел или его увезли на реабилитацию, на это время мы приглашаем деток резервной группы. Так образом, нам удаётся обхватить большее количество детей.

- Общаются ли ребята друг с другом во время занятий?

- Когда ребёнок впервые приходит в наш детский сад, его контакт с остальными ребятами минимален. Примерно месяц уходит на адаптацию. Как правило, дети с особенностями развития не умеют играть со сверстниками, не знаю, как общаться с ними, потому что они не видят других детей вокруг себя. Общение же с родственниками, братьями и сестрами предполагает чуть иной формат взаимодействия.
Наши подопечные сначала приглядываются друг к другу, потихоньку начинают сокращать дистанцию. Очень трогательно смотреть, когда они начинают здороваться за ручку и улыбаться. Первоначально, конечно, дети общаются между собой как бы через взрослого.

- Как вам удаётся научить особенных ребят общению?

- В первую очередь для каждого ребёнка разрабатывается своя индивидуальная программа, в которой обозначена так называемая "зона ближайшего развития", т.е. прописано, что именно ребёнок должен освоить за определённый период. Например, если он не говорит и, возможно, никогда уже не заговорит, мы создаем план альтернативной коммуникации, учим его общению посредством специальных коммуникативных карточек. Кстати, альтернативная коммуникация является для нас ключевой методикой, ведь около 80 наших ребят - неговорящие.

- Можете ли вы рассказать о конкретных позитивных результатах применения этой методики?

- Конечно! Например, у неговорящих детей теперь появилась возможность быть услышанными.
Мальчик или девочка, не имея возможности произнести членораздельные слова, может с помощью коммуникативных карточек составить предложение, например: "я хочу яблоко" или "я хочу пойти гулять".
Наше главное достижение: родители стали понимать своих детей. Раньше они знали, что ребёнок не сможет ответить, что несомненно откалывало отпечаток на их взаимодействие.

Возьмём, например, стандартную ситуацию. Мама вечером укладывает дочку спать, а девочка достаёт альбом с коммуникативными карточками и показывает маме "Я не хочу спать" и "Я хочу поиграть". Мама тут же понимает, что, оказывается, её ребёнок совсем ещё не устал, а не капризничает, потому что у него болит плечо или ему жарко. Это здорово.

Однако посещения нашего садика два раза в неделю недостаточно, родители сами должны закреплять полученный результат. Мы с ними ведём активную работу, стараемся объяснять наш подход, постоянно учим их общению.

Помочь проекту


Татьяна Энтина
Фотографии
  • "Елизаветинский сад". История создания
  • "Елизаветинский сад". История создания
  • "Елизаветинский сад". История создания
  • "Елизаветинский сад". История создания
  • "Елизаветинский сад". История создания
  • "Елизаветинский сад". История создания
  • "Елизаветинский сад". История создания
  • "Елизаветинский сад". История создания

Возврат к списку

© 2014-2016. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com