Статья эрготерапевта Елизаветинского детского сада (АНО ММДЦ) Светланы Наильевны Аряповой.
Здравствуйте, я эрготерапевт! Данной статьей я открываю цикл публикаций об эрготерапии.
О проекте. К нам в садик пришел мальчик, который очень хотел рисовать. Кисточкой и красками. Но в силу имеющихся нарушений этот вид занятий был ему не доступен. Эрготерапевт провел оценку возможностей ребенка, его позы во время занятия, оценил стол, за которым будет проходить рисование. В результате было изготовлено приспособление, которое приподнимало столешницу до того уровня, чтобы ребенок мог достать кисточкой до листа бумаги. Кисточку приобрели с длинной ручкой для этих же целей. Была проведена консультация для воспитателей, для того, чтобы ребенок вовремя занятия имел устойчивое положение. В итоге занятие рисованием доставляет ребенку радость.
Эрготерапия – это искусство и наука о том, как помочь людям изо дня в день участвовать в тех видах деятельности, которые важны для них, имеют значение для их здоровья и благополучия путем вовлечения их в целенаправленную деятельность.
Как специальность, эрготерапия сформировалась после Второй Мировой войны, когда общество столкнулось с проблемой массовой инвалидизации людей трудоспособного возраста и необходимостью их реабилитировать.
Всемирная ассоциация эрготерапевтов (WFOT) основана в 1952 году. В нее входят 84 страны. Международные конгрессы проводятся каждые 4 года. Последний был в Токио в 2014 году.
Русская профессиональная ассоциация эрготерапевтов (РПАЭТ) возникла в 2001 году.
Цель эрготерапии – максимально возможное развитие (абилитация) или восстановление (реабилитация) способности к независимой жизни (самостоятельные одевание, прием пищи, посещение туалета, выполнение домашних обязанностей), а также возможности заботы о других людях, выполнения работы (оплачиваемой или волонтерской), возможности выбора игр, отдыха, увлечений и т.п. Создание определенных условий для развития и саморегуляции человека с ОВЗ (особыми возможностями развития), и, в итоге, улучшение качества жизни.
Эрготерапевт – это специалист, который помогает людям с различными нарушениями быть максимально самостоятельными; помогает вернуться к привычному образу жизни или сформировать новый.
Каким образом? Эрготерапевт подбирает индивидуальные приспособления, обучает подопечного их использованию. Отрабатывает навык, который компенсирует имеющийся дефект. В случае работы с детьми с ДЦП большое значение имеет подбор позы, в которой ребенок сможет выполнить самостоятельное действие.
Можно сказать, что эрготерапевт заполняет жизнь смыслом. Он подстраивает мир под человека с ограничениями, а не наоборот.
Эрготерапия – это процесс, который включает первичную оценку, постановку целей, проведение программы вмешательства, повторную оценку.
Пример. Мальчик Петя пришел к нам в сад два года назад. Мама рассказала о том, что он не ест самостоятельно. Специалисты детского сада провели диагностическое обследование ребенка. Объема движения в руках достаточно, чтобы ложку донести до рта. Захват и удержание ложки тоже достаточно крепкие. После подробной беседы с мамой выяснилось, что мама кормит Петю, когда они вместе сидят на диване. А Пете, в силу его диагноза важна поддержка и максимальная фиксация, поэтому во время кормления ему важно сидеть в специальном ортопедическом кресле. Маме была оказана помощь в приобретении такого кресла. Теперь Петя ест самостоятельно!
В следующих статьях я расскажу о том:
- какие существуют диагностические шкалы и для чего они нужны;
- что значит правильно позиционировать детей с ДЦП и почему это важно;
- о правильном и безопасном перемещении;
- о приспособлениях для поддержания собственной активности ребенка.
До новых встреч!